Google+
Глен Кук Фантастические профессии. Друиды Железный человек ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ
Версия для печатиМиры: Миры. Упорядоченное Ника Перумова. Мастера боя
Кратко о статье: В схватке воина и мага первый практически всегда обречен на неудачу. Но если у вас за плечами долгие годы обучения в Храме мечей, Бреннерской обители, Серой лиге или другой подобной организации — шансы справиться со спесивым волшебником многократно возрастают. «Мир фантастики» расскажет вам обо всех школах боевых искусств во вселенной Упорядоченного.

В танце клинков

Мастера боя из упорядоченного

Расцвет военных наук возможен только в мирное время.

Дон Аминадо

Упорядоченное

Самая известная фэнтези-вселенная в российской литературе, созданная мэтром фантастики Ником Перумовым. В Упорядоченное входит множество миров, самые проработанные из которых — Хьервард (трилогия «Хроники Хьерварда»), Мельин («Алмазный меч, деревянный меч»), Эвиал (цикл о маге Фессе). В начале этого года, с выходом заключительных томов «Войны мага», летописи Упорядоченного будут завершены.

В каждом из миров Упорядоченного в той или иной форме появляются мастера мечей и прочих орудий убийства, рукопашного боя или шпионажа. Основываясь как на земной истории, так и на собственной фантазии, писатель придумал множество школ боевых искусств. В том числе такие, выпускники которых могут на равных схватиться с магами.

И в Эвиале, и в Мельине, и Хьерварде большинство даже лучших воинов в открытом бою против чародея не имеют ни единого шанса. Разумеется, миры, где какие-нибудь тщедушный старичок или юная девушка с помощью магии могут уничтожить чуть ли не целую армию, требуют от элитного воина особых навыков и способов схватки.

Конечно, как показывает практика, почти любого мага можно задавить числом, пожертвовав десятками — или сотнями — обычных воинов. Однако же, когда нужно действовать изящней, остается один выход — обратиться в одну из тайных или не очень организаций, предоставляющих услуги элитных бойцов, которым под силу и стрелу в полете поймать, и в неприступную крепость проникнуть, и защиту мага обойти. А уж если к этим навыкам добавить немного волшебства, то успех практически любой затеи гарантирован.

Серая лига

К Серой лиге одно время принадлежал самый знаменитый герой Перумова — Фесс. Именно в ней этот потомок знатного рода из Долины магов получил свое короткое прозвище.

Прекрасные воительницы не раз украшали обложки книг Ника Перумова.

Лига была организована на заре Империи для исполнения поручений, слишком деликатных или грязных, чтобы доверять их обычным солдатам, чиновникам или даже магам Радуги. Воины Серой лиги славились способностью выполнить почти любое задание. Конечно, случались и проколы: скажем, ее бойцам так и не удалось проникнуть во владения бесцветного ордена Нерг. Но в случае неудач «серые» поступали честно и всегда возвращали задаток. Да и вообще, ни разу за историю не изменяли нанимателю, покуда тот платил.

Впрочем, неудачи случались нечасто — несмотря на то, что Лига бралась за самые разные и сложные задания. Специализировалась Серая лига на миссиях, требовавших больше хитрости, чем грубой силы: слежка за самыми высокопоставленными персонами Империи или добыча из охраняемой крепости нужного предмета или информации. Подчас шпионы Лиги долгое время жили под личинами ничем не примечательных людей, полностью вживаясь в выбранный образ. По понятным причинам они не могли расхаживать по Империи с обычным оружием, поэтому многие из «серых» специализировались на чем-то необычном и неприметном. В целом, если подбирать исторический пример, Серая лига больше всего похожа на японских ниндзя.

На примере того же Фесса видно, что воины Лиги умели и великолепно сражаться. Серая лига принимала участие и в масштабной военной компании: во время окончания войны с Дану тагаты (небольшие группы «серых») помогали уничтожать последних из остроухих. Хотя стилю Лиги больше соответствовало бы остановить восстание путем устранения главарей.

Волшебников среди воинов Серой лиги не водилось — по той простой причине, что Радуга не позволяла свободно пользоваться магией тем, кто не состоял в ней. Некогда изгоев из Радуги принимали в ряды Лиги, однако стоило магам посулить им прощение, как те предали, и с тех пор «серые» волшебников не привечали. А вот сами маги Радуги, судя по всему, с удовольствием пользовались услугами наемников, когда не хотели пачкать собственные руки.

Лига часто выполняла задания высших иерархов Империи, но сохраняла полную независимость от государства. Во главе Серой лиги стоит девять Патриархов. У каждого — свои люди, преданные не столько Лиге в целом, сколько лично Патриарху, личная доля в казне и собственные интересы, отнюдь не всегда сходные с желаниями коллег.

Патриархи ведут более чем скрытный образ жизни: обычный боец Лиги знает только пароли и явки. Правда, скрывалась верхушка «серых» на самом виду — в столице Империи Мельине. Местом встречи с самым влиятельным Патриархом — Хеоном — был солидный трактир «Полосатый кот», а сам Хеон скрывался под маской зажиточного торговца.

Слово творца: Ник Перумов

В книге «Алмазный меч, деревянный меч» не раз говорится, что навыки, полученные Фессом в Серой лиге, хоть и делали его хорошим бойцом, но не превращали в непобедимого воина. Однако, начиная со «Странствий Мага», Фесс демонстрирует просто чудеса владения оружием. Он настолько изменился?

Напомню, что «чудеса» он начинает показывать после того, как освоит некромантию, в полной мере соединит магию и боевое искусство. Фесс после появления в Эвиале становится уже другим.

Именно Хеону служил Фесс, и именно этот Патриарх поддержал, пойдя наперекор всем остальным, войну Императора против Радуги. Один из людей Хеона собрал смесь трав, дым от сожжения которых лишал магов способности творить чары, что очень помогло воинам Лиги во время боя в Мельине. Однако даже чудодейственный сбор не спас Хеона, рассчитывавшего после гибели Радуги стать единственным Патриархом и приближенным Императора. Хотя бой за Мельин маги и проиграли, сам Патриарх и большинство его воинов погибли. Если кто и выжил, то, кроме Фесса, на службу Империи не перешел. Судя по всему, остатки Серой лиги предпочли либо затаиться, либо предложить свои услуги противникам Императора.

Вольные

Однако слава самых сильных воинов Мельина принадлежит все-таки не «серым», а народу, именующему себя Вольными. Внешне они мало отличаются от обычных людей, а вот образ жизни ведут совершенно иной. Вольные не имеют никаких способностей к магии, зато природа наделила их другими талантами, недоступными людям. Выхватить прямо из воздуха летящую стрелу — элементарная задача для любого Вольного. С другой стороны, на них не действует даже магический допрос. Впрочем, порой Вольные находили человеческих детей со способностями к волшебству и растили и готовили их наравне со своими отпрысками.

В отряд Клары затесались и таинственный воин Серой лиги — Кицум, и Вольная, и ученица Храма Мечей и даже настоящая валькирия.

Детей Вольных после рождения забирают у родителей, и они растут все вместе в жесточайших условиях, выжить в которых способен только сильнейший. Зато те, кто проходит эту суровую школу до конца, получают в придачу к врожденным талантам потрясающие боевые навыки, превращающие Вольных в лучших бойцов Мельинской Империи. Как именно проходит обучение, достоверно неизвестно, но в поединке на мечах с ними не сравнится ни один простой человек. А вот дальнобойного оружия Вольные не признают.

Когда имперские легионы уничтожали гномов, Дану, эльфов и прочих орков, единственной расой, оставшейся в стороне от конфликта, оказались Вольные. Они не струсили, а просто оказались более предусмотрительными и гибкими, чем прочие, потому продолжили преспокойно существовать бок о бок с Империей. Последняя с радостью принимала на службу Вольных, которые то и дело присягали лично Императору. Вся личная гвардия человеческого правителя людей состоит из нескольких десятков Вольных. Такое доверие основано прежде всего на высочайших моральных принципах нелюдей, для которых изменить присяге или не исполнить долг хуже самой мучительной смерти.

Практически всей жизнью Вольных управляют различные кодексы — вплоть до того, сколько воинов должно выходить против того или иного противника. Верховная власть народа — могущественный и уважаемый Круг Капитанов. За пределами своих владений Вольные по большей части служат наемниками. Их услуги недешевы, но они того стоят. Единственный существенный недостаток Вольных — они не любят и совершенно не умеют скрываться, и всегда ведут себя как гордые и уверенные воины, что порой может выйти боком.

Во время войны с Радугой именно Вольные первыми пошли за Императором, безропотно пожертвовали собственными жизнями, но доказали, что их мастерство позволяет расправиться даже с опытными магами. На протяжении всей войны гвардия, состоявшая из этих молчаливых, практически безупречных воителей, оставалась, наверное, самой надежной опорой Императора.

Храм мечей

Если в Мельине основным фактором, определившим развитие и Серой лиги, и воинского искусства в целом, можно назвать могущество магических орденов, то в Эвиале все несколько сложнее. В этом мире существует так называемое «правило одного дара», которое не позволяет человеку быть мастером и клинка, и магии. Хотя, судя по всему, на эльфов и прочих нелюдей этот неудобный закон не распространяется, равно как и на визитеров из других миров Упорядоченного.

А вот коренные обитатели Эвиала, если судьба обделила их талантами волшебника, вынуждены изыскивать иные пути для удовлетворения амбиций. Наибольшей славой из всех не связанных с магией организаций Эвиала пользуется Храм мечей. Но, хотя слава о нем идет от Салладора до Волчьих островов, достоверной информации об этом заведении очень мало.

Храм находится в степях, далеко от всех крупных очагов цивилизации. Никто посторонний, даже маги и церковники, так и не смог проникнуть на территорию Храма и выведать хоть какие-нибудь его секреты, не говоря уж о том, чтобы понять, какие цели преследуют его хозяева, кроме общих слов о неком «Воплощении Дальнего», к приходу которого Храм и готовит мир. Подробности остаются загадкой, а также предметом домыслов и споров, и для читателей. Ведь Дальние — это самые, пожалуй, таинственные обитатели Упорядоченного, которые раньше сражались против Хедина и, похоже, продолжают противостоять Познавшему Тьму.

Ректор Академии волшебства ведет переговоры с набольшими Храма мечей.

Первая встреча Фесса и Рыси.

Конкретные цели Храма неизвестны даже тем, кто прошел его Школу: и Ниакрис, и Рысь, обучавшиеся в нем, получили только богатейшие воинские навыки, но никак не мистические знания. Очевидно, последние — удел избранных, а обычные же ученики служат лишь орудиями. Храм не брезгует посылать своих воинов на разнообразные задания в роли наемников, исполняющих особо деликатные поручения, хотя далеко не всем заказчикам отвечают согласием.

Слово творца: Ник Перумов

Многие ли из учеников Храма мечей не выдерживали обучения? Насколько сильной была «идеологическая» сторона обучения?

В Храме мечей нет «идеологии» в привычном нашему пониманию значении. Обучение построено так, что его выдерживает каждый, а вот последнее испытание — три убийства — далеко не все.

Воины Храма не только превосходно владеют оружием (а также навыками боя без него) и умением маскироваться, но и некоторыми сверхъестественными способностями, природа которых неизвестна. К примеру, они умеют разрушить несложную магическую защиту или в мгновение ока преодолевать огромные расстояния.

После обучения, которое представляет собой бесконечную череду разнообразных заданий и упражнений разной сложности, ученик должен доказать свою пригодность целям Храма. На год он возвращается во внешний мир с одной целью — найти и убить трех любых разумных существ. Если его выбор удовлетворит Храм, то быть ему рыцарем, если же нет — ученика ждет незавидное будущее.

Так закончилось покушение храмовников на некроманта.

Несколько раз полноправные воины Храма мечей сталкивались с Фессом — и всегда они оказывались по разные стороны баррикад. Хотя личной антипатии к некроманту у храмовников не заметно, Храм в целом, похоже, воспринимает его как врага. Воины Храма проникли в Башню, где скрывался Фесс, и попытались взять того в плен; Фесс победил, но только благодаря невероятным боевым навыкам и драконице Рыси. Даже несмотря на проигрыш, храмовники продемонстрировали потрясающее боевое мастерство.

Бреннерская обитель

Но даже таинственный Храм мечей — не такая страшная и уважаемая обывателями Эвиала организация, как самое мощное оружие Святой Матери нашей Церкви — Инквизиция. Святые отцы, прекрасно понимая, что доброе слово и каленое железо куда убедительней, чем просто доброе слово, создали собственную школу бойцов. Проявив некоторое чувство юмора, они расположили ее в Бреннерском замке, когда-то принадлежавшем одному из сильнейших темных магов Эвиала.

Вера в Спасителя среди нечеловеческих рас почти не распространена и воспринимается исключительно как людская глупость. Однако среди воинов Бреннерской обители встречаются не только люди (причем самые разнообразные), но и орки с эльфами, и даже половинчики.

Так Фесс отомстил Бреннерской четверке инквизиторов...

...Казнившей волшебника, которого Фесс поклялся защищать.

Слово творца: Ник Перумов

Почему среди бойцов Бреннерской обители много представителей нечеловеческих рас, хотя, похоже, в Эвиале, кроме людей, мало кто верует в Спасителя?

Я не заострял вопроса на вере в Спасителя среди других рас. Но дело в том, что если среди таковых находятся неофиты, то верят они «наперекор всему», сильно и истово. Такие и являются лакомым кусочком для Бреннера.

Сам Фесс при всем своем мастерстве, рука об руку с прошедшей школу Храма мечей Рысью не смог одолеть четверку бреннерских бойцов, впервые встретившись с ними. Все встречавшиеся в повествовании выпускники Бреннерской обители, если и не фанатики, то искренне веруют и беззаветно преданы идеалам Церкви. Та самая четверка, в итоге уничтоженная Фессом, без зазрения совести взяла на себя роль палачей, а Кларе Хюммель их коллеги показались похожими на псов. Тем не менее, в прямом столкновении они сражались по-рыцарски: меч против меча, магия против магии. Да, по крайней мере, часть бреннерских воинов неподвластна «правилу одного дара» и наряду с обычным оружием может на высочайшем уровне использовать магию.

Инквизитор Этлау, похоже, прошедший школу Бреннерской обители, опасен и в ближнем бою.

Вслед за отцом Этлау «святые» воины получили возможность блокировать действие магии, что превратило их в самых опасных врагов волшебников. Впрочем, назревающее противостояние между Церковью и магами пока не переросло в настоящую войну.

Дем Бинори и Орден Койаров

Естественно, мастера меча и прочих колюще-режущих инструментов имеются и в «главном» мире Упорядоченного — Хьерварде. Сложно переоценить их роль в романе «Воин великой тьмы», действие которого разворачивается в западной части этого мира. Именно там расположена знаменитая Школа Дем Бинори, где готовили лучших бойцов Халланского королевства.

Страж Храма мечей и возлюбленная Фесса — Рысь.

Позволить отдать своего отпрыска на обучение в Школу Мечей могли лишь богатейшие люди страны, но результат того стоил. Выдержать десять лет тяжелой подготовки под силу далеко не каждому. Преодолев все препятствия, ученик получал, по решению мастеров, тот или иной ранг, который отмечался соответствующей татуировкой и оставался с бойцом навсегда. Обычно, получив знаки, выпускники старались отправиться на настоящую войну или другим образом подтвердить свое звание, заработать денег и получить возможность сделать блестящую карьеру. В Дем Бинори воспитывали не убийц и не шпионов, а именно воинов, которые будут честно служить на благо короне.

Даже самые низкие ранги иерархии открывают перед юным воином широчайшие перспективы, что уж говорить о высших званиях — Белом Драконе и Черном Вороне, которые носят наставники Школы. Помимо двух высших знаков, существует еще один, вне иерархии, считающийся символом непобедимости, — Белый единорог. Получить его, мягко говоря, непросто — необходимо превзойти двенадцать обладателей высших знаков, выйдя против них с одним лишь посохом. За долгие годы Белого единорога смог заслужить лишь один человек — Атор, впоследствии прозванный Великим. Впрочем, за плечами у него была школа Танца мечей, пожалуй, даже более смертоносная, чем Дем Бинори.

Слово творца: Ник Перумов

Ранг выпускников Дем Бинори оставался на всю жизнь, или в будущем они могли рассчитывать на повышение статуса?

Ранг Дем Биннори на всю жизнь, его ни повысить, ни понизить невозможно. Атор — единственное исключение.

Об Ордене Койаров, воины которого в равной мере сочетали владение магией и собственным телом, в Западном Хьерварде говорили только шепотом. Стремясь ко все большему могуществу, койары не останавливались ни перед чем: кровавые пытки и жертвоприношения, интриги и предательства...

Орден принял самое деятельное участие в свержении законной династии Халланского королевства. По иронии судьбы, именно то, что должно было вознести их на вершины власти, привело к гибели койаров. Атор, сын главы Ордена, выступил против недавних учителей и товарищей, и уничтожил всех койаров, оставшись единственным носителем их тайных знаний и умений. Атор сделался ближайшим советником новой повелительницы Халланского королевства и смог завоевать вожделенный знак Белого Единорога. Однако, вопреки молве, этот знак не сделал своего обладателя непобедимым в бою.

Выпускник Дем Бинори Трогвар, потомок старой династии Халлана, обладатель «всего лишь» третьего знака в иерархии — Крылатого пса, дважды сходился с Атором в бою один на один. Первый раз Крылатый пес уцелел лишь чудом, но во второй Трогвар, используя необычное оружие — пару боевых крюков, убил могучего противника.

* * *

Впрочем, к тому времени Трогвар уже стал из «простого смертного» могучим волшебником. На его примере, как и на примере прошедшего множество различных школ Фесса, видно: наибольшую эффективность даже самые выдающиеся боевые навыки обретают только в сочетании с соответствующим магическим искусством. Которое в мирах Ника Перумова не менее интересно и многогранно, чем боевое. В одном из будущих номеров «Мир фантастики» расскажет о магии Упорядоченного подробнее.

Иллюстрации Владимира Бондаря

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
15.11.2009, 22:30
Хорошая статья, автор забыл упомянуть только школу истинных магов и их учеников, она хоть и индивидуальна но имеет общее черты для каждого ученика…
PUNK
№ 2
21.06.2010, 03:33
К сожалению, (а может быть и к лучшему) Перумов не описывает подробно, как проходит обучение. Мне например было бы очень интересно узнать, как проходит обучение у Вольных. А к статье никаких претензий. Особо порадовали "слова творца".

Последний раз редактировалось Нопэрапон; 21.06.2010 в 03:58. Причина: Исправление безграмотности автора поста
Хомяк
№ 3
04.08.2012, 00:58
Автор немножечко запутался. Это в АМДМ вольные не признают дальнобойного оружия. Во втором томе \"Войны Мага\" Кан-Торог лихо стреляет на скаку.
Патриарх
№ 4
04.08.2012, 11:53
Цитата:
Сообщение от Хомяк Посмотреть сообщение
Автор немножечко запутался. Это в АМДМ вольные не признают дальнобойного оружия. Во втором томе \"Войны Мага\" Кан-Торог лихо стреляет на скаку.
Автор не раз отвечал на это "несоответствие".

Цитата из Гостевой с оф.сайта:

Цитата:
>Уважаемый Николай Данилович! В АМДМ вы писали, что Волные принципиально не испольцуют оружие дальнего боя, однако был такой эпизод, в котором личная охрана Императора (а они ведь лучшие из Вольных) схватила АРБАЛЕТЫ! Они что нарушили обычай своего народа?

Я писал, что Вольные _презирают_ метательное оружие, но охране Императора не до предрассудков. Вдобавок это изгои, отринувшие свой народ, у них собственный кодекс чести и собственная гордость. Вполне могу представить, что они используют луки наперекор традициям Круга Капитанов, который они отвергли.

Последний раз редактировалось Патриарх; 04.08.2012 в 12:03.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться