Google+
Игровые новеллизации в России ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ Разговор с Борисом Стругацким Бестиарий. Йети
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Двойники
Кратко о статье: Истории о двойниках — самая невероятная помесь реальности и вымысла. Клоны, близнецы, самозванцы, доппельгангеры — и в реальности, и в фантастике существуют десятки способов подменить человека. Как, почему, зачем — на все эти вопросы ищите ответ в материале Михаила Попова.

Второе «Я»

Двойники и подмены

Можно долгое время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех.

Авраам Линкольн

Знаете, почему некоторые параноики и шизофреники не любят смотреться в зеркала? Потому что у них нет никакой уверенности, что они это действительно они. Как ни странно, но причины для подобных страхов действительно есть. В один прекрасный день вы можете проснуться где-нибудь в Буркина-Фасо с чужим паспортом и измененной внешностью, а ваш двойник будет ходить на вашу работу, снимать деньги с вашего счета в банке, делать всякие интересные вещи с вашим мужем или женой. Фантастика? Вряд ли. К примеру, двойник Билла Гейтса человек по имени Стив Сайрс, долгое время снимавшийся в рекламе « Microsoft», однажды попытался перерегистрировать название этой компании на самого себя.

Кто следующий в очереди на подмену? Да и вообще — насколько все это реально? Какие интересные истории связаны с двойниками известных людей? Как данная тема раскрывается в фантастике? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

Не верь глазам своим

Подмену человека его «копией» можно произвести разными средствами — при помощи двойника (то есть человека с похожей внешностью), близнеца, клона, робота либо существа, умеющего изменять свою внешность.

Фантомас в своей основной, «базовой» маске.

Существуют и другие, менее распространенные варианты — например, радикальная пластическая операция (фильм «Без лица», 1997), использование сложного грима и масок (этим постоянно баловался французский суперзлодей Фантомас), либо даже изготовление «костюма» из кожи человека (так поступил гигантский таракан в фильме «Люди в черном», 1997).

Синдром Капгра (бред Капгра, бред отрицательного двойника) — редкое психическое заболевание, при котором больной верит, что кто-то из его близких людей был заменен двойником-самозванцем. Впервые описан французским психиатром Джозефом Капгром в 1923 году. Обратное явление — бред положительного двойника (синдром Фреголи, в честь итальянского актера Леопольда Фреголи, прославившегося способностью менять свою внешность прямо по ходу представления), при котором больной узнает знакомого человека в незнакомых.

Подмена близнецом — самым близким (в генетическом смысле) на свете человеком — наиболее простая с технической точки зрения, ведь различить их можно разве что по отпечаткам пальцев или медицинским анализам. Чаще всего такая «рокировка» связана с шуткой или розыгрышем (например, комедийные ситуации, когда один из двойняшек исполняет супружеские обязанности другого), реже — с заговором и трагедией, например, старинная легенда о «человеке в железной маске».

Красавчик Леонардо и железная маска (из фильма 1998 года).

Факты последней таковы: 1 июля 1669 года по личному приказу «короля-солнце» Людовика XIV на попечение маркиза де Сен-Мара — губернатора города Пинероло — был передан таинственный незнакомец, лицо которого срывала шелковая маска (позднее народная молва «переделала» ее в железную). Узника поместили в крепость Фенестрелло (самую длинную в Европе), в мае 1687 года перевели в тюрьму на острове Святой Маргариты, а 18 сентября 1689 года Сен-Мар был назначен начальником Бастилии и увез туда своего пленника, который провел остаток жизни в этом застенке и умер 19 ноября 1703 года. Его одежда и личные вещи были сожжены.

Приказ короля выглядел очень странно. Охранникам строго-настрого запрещалось общаться с заключенным. Кормить его должен был лично Сен-Мар. В присутствии людей узнику предписывалось носить маску и молчать (за исключением случаев крайней необходимости). При любой попытке заговорить о чем-либо, кроме самых насущных потребностей, его следовало немедленно убить. Кроме того, предписывалось обеспечить ему условия содержания по классу «люкс».

Эта история быстро обросла слухами. В одной из версий фигурировала теория подмены — якобы могущественный кардинал Мазарини заточил в темнице настоящего Людовика XIV, посадив на трон его брата-близнеца — слабовольного и легко контролируемого. По мотивам такой невероятной легенды было снято несколько фильмов, последний из которых — «Человек в железной маске» 1998 года с участием Леонардо ДиКаприо и мушкетеров — Джереми Айронс (Арамис), Джон Малкович (Портос), Жерар Депардье (Портос) и Гэбриел Бирн (д'Артаньян).

В реальности заменить человека его идентичным близнецом не так уж и просто. Удобство здесь состоит в том, что подавляющее число идентичных близнецов имеют один и тот же пол. Исключения почти не встречаются. Однако здесь не учитывается простой факт — они похожи, как две капли воды, только в детстве. По мере взросления начинают накапливаться изменения, обусловленные разницей в условиях жизни, привычках и т. п.

С возрастом у близнецов может изменится голос, вес, цвет волос. Появятся новые шрамы, ожоги, депигментированные участки кожи, родинки. Исследования 80 пар идентичных близнецов показали, что к возрасту 50 лет их сходство уменьшается на 30%. Различия могут увеличиться до 50% и более, если близнецы жили раздельно.

Подмена клоном — тема сравнительно свежая, но весьма популярная в научной фантастике. О клонировании уже писалось («Мир фантастики» №8(24) за 2005 год), поэтому уточнять практические стороны этого процесса мы не будем.

Джордан 2-дельта узнает, что ее «оригинал» — фотомодель (фильм «Остров»).

Среди последних самых крупных произведений на тему подмены человека его клоном можно отметить два фильма. Во-первых, это «Остров» (2005), в котором клон по имени Линкольн 6-эхо, выращенный «на запчасти», то есть для трансплантации здоровых органов его «подлиннику», умудряется выбраться с фабрики по производству клонов и занять место оригинала.

Чуть раньше, в 2000 году вышел фильм «Шестой день» с Арнольдом Шварцнеггером — там его герой Адам Гибсон оказался перепутан со своим клоном, обладавшим его переписанной памятью, однако два «Арнольда» не стали враждовать, а вместе выступили против преступной корпорации, которая производила копии людей вопреки юридическому запрету.

Без переписывания памяти клон будет просто куском мяса (фильм « Шестой день»).

Название фильма «Шестой день» позаимствовано из Библии (Книга Бытия) — на шестой день творения Бог создал человека по образу и подобию своему.

Говоря о переписывании памяти, нельзя не упомянуть главную проблему, с которой должны сталкиваться «двойники» при всех типах подмен, кроме варианта с близнецами, отлично знающими друг друга. Тот, кто собирается исполнять чужую роль, должен не просто быть внешне похожим на своего «клиента». Ему необходимо вести себя так же — привычки, манеры, пластика движений, голос, интонации речи, слова-паразиты; и, что гораздо сложнее, — знать все то, что знал «оригинал».

Быстрее всего добиться этого какими-либо фантастическими средствами — например, переписыванием воспоминаний (а также личности). Другой пример: Линкольн 6-эхо из «Острова» не знал ничего о своем подлиннике, однако ему помогла генетическая память — он видел сны со сценами из его жизни, проявлял те же самые таланты, что помогло ему вжиться в роль высокооплачиваемого дизайнера.

Во всех остальных случаях для подмены человека необходима длительная, кропотливая подготовка, причем стопроцентной достоверности добиться невозможно. Любой двойник рано или поздно может быть раскрыт, попавшись на какой-нибудь мелочи.

Том Рипли (Мэтт Дэймон) и его жертва — Дики Лиф (Джуд Лоу).

Так было с Томом Рипли («Талантливый мистер Рипли» — книга Патриции Хайсмит 1959 года и экранизация 1999 года). Этот юноша из бедной семьи, мастер подражания, обладал редкостным даром «вживаться» в чужую жизнь. Он познакомился с сыном одного богача, убил его и стал вести игру в «кошки-мышки» со всем миром, умудряясь компенсировать отсутствие внешнего сходства со своей жертвой невероятной наглостью и изворотливостью. Однако даже способности имитировать чужой голос, чужую подпись и чужой образ жизни не спасали его от периодических разоблачений.

Физическая трансформация — еще один популярный способ подмены в фантастике. Как правило, она включает в себя применение неких супер-способностей и относится к случаям, когда главному герою необходимо стать кем-то другим лишь на ограниченное время. Изучение привычек и знаний жертвы здесь не нужно.

Т-1000 (Роберт Патрик) — пожалуй, самый «неубиваемый» двойник в фантастике.

«Старшая сестра» Т-1000 — модель ТХ (Кристанна Локен).

Здесь можно вспомнить легендарного «Терминатора» — модель Т-1000 из жидкого металла (вторая серия фильма, 1991), который мог принимать облик любого человека, ощупав его. Похожими качествами обладала и модель Т-Х из третьей серии (2003).

Подмену человека роботом могут производить и инопланетяне — например, параноидальный рассказ Филипа Дика «Пришелец» (1953) и одноименный фильм 2002 года.

Мистик. Художник Майка Мэйхью.

Еще один интересный «трансформер» — мутантка Мистик из вселенной «Людей Икс». Ее внешность неординарна: синяя кожа, желтые глаза, красные волосы. Эта мечта некрофила может принимать любую внешность (в том числе и мужскую), обладает ночным зрением, а в некоторых версиях комиксов компании «Marvel» — способностью летать, выпускать когти, превращаться в животных и т. п.

Мистик и Магнето (фильм «Люди Икс 2»).

Ребекка Ромин-Стамос в роли Мистик (фильм «Люди Икс 2»).

Трансформироваться в другого человека умеют, как правило, только злодеи (например, Шанг Цунг из вселенной «Mortal Kombat»), хотя это довольно странно — такой талант можно эффективно использовать во благо. Так, в книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» впервые появился второстепенный персонаж — Нимфадора Тонкс, светлый маг-метаморф. Ее способности раскрываются крайне скупо (она меняет свои волосы, цвет глаз и внешний возраст), однако можно предположить, что Нимфадора при желании может превратиться в кого угодно. Характерно, что мисс Тонкс работает аурором — охотником за темными магами.

Таковы наиболее распространенные виды подмен человека. Как уже было сказано выше, существуют и более экзотические варианты. Их может быть очень много — все зависит лишь от фантазии. Для осуществления подмены сгодятся даже путешествия во времени. Скажем, человек переносится к тому моменту, когда ему суждено погибнуть, и вновь становится «самим собой» (немного помолодевшим или постаревшим), адаптируясь к изменившимся обстоятельствам. Нечто похожее было реализовано в фильме «Куб 2: Гиперкуб» (2002), герои которого путешествовали по многомерному пространству-времени и периодически натыкались на самих себя.

«Распятие» Сальвадора Дали (1954). Христос распят на тессеракте — четырехмерном гиперкубе, по одному из которых путешествовали герои фильма «Куб 2».

Доппельгангер

Когда речь заходит о двойниках, нередко употребляется термин «доппельгангер» (doppelgдnger) — от немецкого «doppel» (двойной) и «gдnger» (ходок). Это понятие многозначно. В обыденной речи под ним понимается двойник — настоящий или потусторонний. Реже таким словом называют оптический обман, когда человек боковым зрением замечает кого-то, очень похожего на самого себя.

Мистическое толкование двойника обычно не бывает слишком радужным. Если ты увидишь копию самого себя, близкого родственника или друга — это предвещает неудачу, болезнь или даже смерть (того человека, чей призрак предстал перед вами).

Однако фольклорные доппельгангеры — это прежде всего призраки. Они не отбрасывают тени и не отражаются в воде. Их присутствие в человеческой культуре очень значительно. Это и поэма Генриха Гейне, слова которой были положены на музыку Франца Шуберта, и фильм Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951), и рассказ Эдгара По «Вильям Вильсон».

Человек и доппельгангер (фильм «Незнакомцы в поезде»).

Таинственные доппельгангеры встречаются в набоковской «Лолите», в фильмах Стэнли Кубрика (например, «Сияние», 1980), в романе Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (1886), в «Дориане Грее» Оскара Уайльда, повести Достоевского «Двойник», романе Чака Паланика «Бойцовский клуб» и одноименном эпизоде «Секретных материалов».

Репринт одной из первых обложек книги Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда».

Продолжать данный перечень можно почти бесконечно — «Книга Песка» Борхеса, сериал «Твин Пикс» Линча, фильм «Связанные насмерть» Кронненберга, «Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кислевского... Фрейд, Мураками, Куросава — все они когда-то обращались к этой завораживающей теме.

Доппельгангер — шестирукий двойник Человека-Паука, созданный злодеем Магусом.

Красная таблетка

Если вернуться из мира призрачных доппельгангеров к нашей реальности, то обнаружится, что здесь по части двойников тоже все в порядке. То есть подмены людей происходит нередко и с большим размахом.

За время после Французской революции (1789—1799) десятки, если не сотни людей успели объявить себя дофинами — наследниками престола. На русский трон претендовало, по крайней мере, два Лжедмитрия (каждый из них утверждал, что он — Дмитрий, сын Ивана Грозного, чудом избежавший убийства в Угличе).

Обычно самозванцы пытаются «подменить» собой недавно умерших людей, однако наиболее наглые покушаются на вполне здравствующих личностей. Большинство из них действуют в здравом уме и твердой памяти, однако иногда встречаются нездоровые личности, на полном серьезе имитирующие тех, кого уже давно нет в живых, например, Наполеона или Ленина.

Сапожник без сапог

Самый распространенный случай самозванства — подготовка к преступлению. Очень характерен пример немецкого сапожника Фредерика Вильгельма Фойгта (1849—1922). В октябре 1906 года он приобрел подержанную офицерскую форму, надел ее на себя, остановил патруль из пяти солдат и приказал им окружить здание городской ратуши. Обвинив мэра в ведении двойной бухгалтерии, Фойгт конфисковал 4000 марок 70 пфеннингов (конечно же, под расписку) и спокойно уехал из города на поезде. Самозванца арестовали через 10 дней, однако кайзер Вильгельм II был настолько восхищен ловкостью этого жулика, что помиловал его.

Их бин дойче офицерен! Не верите?

Самозванцы-жулики часто пытаются воспользоваться чужой личностью, чтобы получить деньги в банке. Самым талантливым здесь является Фрэнк Эбигнейл (по его жизни Спиблерг снял фильм «Поймай меня, если сможешь», 2002), способный прикидываться кем угодно — авиапилотом, юристом, врачом, и собравшим за 5 лет своей «работы» свыше 2,5 миллионов долларов в 26 странах мира.

В нашей стране самым популярным вымышленным жуликом подобного рода является Остап Бендер — «сын лейтенанта Шмита», персонаж книг Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок».

Иногда самозванцы примеряют на себя чужую личность ради громкого «перформанса». Таков, например, Джо Скэггс (www.joeyskaggs.com). Этот неугомонный художник устраивал такое, от чего люди лишь разводили руками. Он создавал банк спермы знаменитых людей, потом грабил его (брал сперму в заложники). Он прикидывался Джозефом Баксом — чистильщиком обуви на Уолл Стрит, работавшим лишь за очень большие деньги. Скаггс переодевался цыганским бароном и протестовал против непарного шелкопряда (Lymantria dispar — так называемый «цыганский мотылек»), поскольку обыденное название этого насекомого унижает его народ. Он прикидывался дружинником и пытался заставить пешеходов соблюдать правила правостороннего движения по тротуарам. Однажды он переоделся в священника и установил передвижную исповедальню на конгрессе Демократической партии США.

Великий насмешник Джо Скэггс.

Некоторые, впрочем, становились другими людьми исключительно по рабочей необходимости. Например, писатель Джон Говард Гриффин (1920—1980) использовал краску, медикаменты и ультрафиолетовую лампу, чтобы превратиться в негра. В 1961 году под таким «прикрытием» он совершил путешествие по южным штатам, написав в итоге скандальную книгу «Черный, как я».

Джеймс Барри.

Отдельно следует упомянуть самозванцев, «маскировавшихся» под противоположный пол. Например, в викторианской Британии жил да был военно-полевой врач Джеймс Барри (1795—1865). Он участвовал в нескольких войнах, славился дурным характером, часто сражался на дуэлях (поводом для них были насмешки над его тонким голосом). Лишь после смерти доктора выяснилось, что он — женщина, личность которой так и не удалось установить.

Двойники могут зарабатывать деньги и честным (но не менее рискованным) путем, подстраховывая известных людей. Они изначально похожи на своих «объектов». Сходство увеличивается за счет длительных тренировок, грима и пластических операций.

Латиф Яха (слева) и Удэй Хуссейн (справа). После 9 покушений двойник сбежал из страны.

Почти у каждого крупного политика имеются «служебные двойники». Эту тему стараются избегать в средствах массовой информации — она обсуждается лишь применительно к диктаторам или уже умершим лицам.

Рудольф Гесс в молодости и гораздо позднее, в Шпандау.

Рудольф Гесс — личный секретарь Адольфа Гитлера и член общества Туле, был осужден на пожизненное заключение. 17 августа 1987 года он повесился на проводе от лампы в тюрьме Шпандау (Берлин). Однако ранее, в 1973 году, британский врач Хью Томас освидетельствовал заключенного и заявил, что это — другой человек, поскольку Гесс в Первую Мировую войну получил сквозное ранение — пуля сломала два ребра и пробила легкое. На теле узника Шпандау не было следов этого ранения, что дало основания для «теории заговора», согласно которой вместо Гесса наказание отбывал его двойник.

Гиммлер — при жизни и после самоубийства.

Аналогичная теория существует и в отношении шефа гестапо Генриха Гиммлера, отравившегося цианидом незадолго до суда в Нюрнберге. Однако на его подбородке не было обнаружено У-образного шрама, который якобы был у настоящего Гиммлера.

Последние слова Гиммлера: «Я — Генрих Гиммлер!».

У Адольфа Гитлера был, по крайней мере, один двойник (их реальное число может доходить до 6) — Густав Велер, причем бедняге сильно не повезло. Его застрелили свои же охранники, пытаясь таким образом ввести союзников в заблуждение о смерти Гитлера. Впрочем, смерть диктатора все равно обросла слухами. Например, есть мнение, что во дворе Рейхсканцелярии было найдено сожженное тело его двойника, а сам фюрер благополучно улетел — в Аргентину, Перу, либо даже на тайную базу в Антарктике.

Бедолага Густав Веллер.

У Сталина также наверняка имелось немало двойников, однако более-менее достоверная информация имеется только об одном. Известно, что его звали Рашид. Копировать Сталина его обучал Алексей Дикий — актер, успешно сыгравший роль диктатора в фильме «Сталинградская битва». Рашид подменял Сталина на официальных встречах.

Бернард Лоу Монтгомери (слева) и Клифтон Джеймс (справа).

Клифтон Джеймс — человек, тайно работавший двойником знаменитого британского генерала Монтгомери, героя Второй мировой. В 1944 году его — простого солдата — обучили говорить и вести себя, как Монтгомери, заставили отказаться от курения и даже сделали ему протез оторванного в бою пальца (у генерала такой травмы не было). Цель была проста — послать двойника в Алжир, чтобы обмануть немцев, так как Монтгомери в это время готовился к открытию второго фронта в Европе. С успехом сыграв свою роль, Джеймс вернулся на обычную службу.

«Фантастические» политики — тоже не промах. Падме Амидала (Натали Портман) и ее двойник — фрейлина Сабе (Кира Найтли), первый эпизод «Звездных Войн».

Папа Римский Павел VI в 1963 и 1975 году. Разная форма ушей и носа.

Это интересно

В Бастилии «Человек в железной маске» имел личный номер 64389000 (неподтвержденный слух).

«Яд» (Venom) — главный враг Человека-паука, которого мы, возможно, увидим в следующем фильме, обладает способностью менять свою внешность.

Чарли Чаплин и сам был «двойником», сыграв роль Гитлера в фильме «Великий диктатор» (1940).

Во вселенной «Звездного пути» (Star Trek) есть желеобразный инопланетянин по имени Одо. Он также может менять внешность, правда, копирует людей с невысокой точностью. Говоря о «Звездном пути», следует отметить, что в Зеркальной Вселенной у героев этого сериала имелись свои двойники — например, капитан Джеймс Кирк был злодеем.

Двойники представлены даже в «восточно-боевом» жанре кинематографа, например — фильм «The One» (2001) с Джетом Ли, сюжет которого строился на той простой идее, что если ты умеешь путешествовать между параллельными вселенными, то можно убивать свои «копии», красть их жизненную силу и становиться могущественнее.

Фердинанд Уолдо Демара (1921—1982), виртуозный самозванец, во время войны с Кореей пробрался на борт миноносца «Каюга» как хирург Джозеф Сир. Не имея медицинского образования, он с успехом провел несколько операций по извлечению пуль. О нем написали в газетах — и только из-за этого его разоблачила мать настоящего Джозефа Сира, служившего в Канаде.

В 1915 году в США проводился конкурс двойников Чарли Чаплина. Известный комик решил шутки ради сам принять участие в соревновании... и даже не дошел до финала (по другой версии, получил лишь третье место) — комиссия посчитала его неубедительным.

ЦРУ хотело использовать двойника первого президента Индонезии — Сукарно, чтобы снять порнографический фильм (Сукарно в постели с блондинкой — агентом КГБ), дискредитирующий политика. Однако эта затея не удалась.

* * *

Подводя итог, можно констатировать, что обычному человеку подмена наверняка не грозит. Это слишком дорогое и непростое занятие, чтобы можно было без каких-либо особых причин копировать нас с вами. В лучшем случае следует опасаться дружеских розыгрышей на 1 апреля, в худшем — «клонирования» кредитной карты или подделку подписи. А что фантастических способов создания двойников — пускай уж лучше это остается вымыслом. Иначе жить станет гораздо сложнее.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
02.01.2010, 12:01
Любопытная статья, каких только не было за всю историю двойников. Это тема неисчерпаема в основном благодаря близнецам. Ну а Фантомас самый колоритный из создателей двойников в старых классических фильмах.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться