Google+
Андрэ Нортон Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств» Вселенная Горца Ergo Proxy
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий. Чудовище Франкенштейна и другие лабораторные мон...
Кратко о статье: Страницы февральского «Бестиария» заселили рукотворные чудовища — плоды экспериментов одержимых ученых, в том числе над самими собою, а также просто порождения нездоровой окружающей среды. Чудовище Франкенштейна, зверолюди доктора Моро, человек-невидимка, доктор Джекилл, мистер Хайд и все-все-все.

Дети Франкенштейна

Лабораторные создания

В глаза не светить, воды не давать и — главное — не кормить после полуночи!

Фильм «Гремлины»

Фантасты породили немало механических созданий, призванных служить человечеству или уничтожать его. Многочисленные роботы, механоиды, паукообразные машины и прочие движущиеся, а иногда и думающие агрегаты заполонили вымышленные миры.

Железо и магия далеко не всегда могут сделать то, на что способны создания из плоти и крови — творения безумных гениев науки и техники.

Типичный безумный ученый.

А шовчик-то поровней надо делать!

Он живой, живой!

Фильм «Франкенштейн»

С тех пор, как первая дохлая лягушка задергала лапкой под воздействием тока, человечество не перестает верить в животворящую силу электричества. Закончив с отличием несколько университетов и краткие курсы кройки и шитья, ученые принялись создавать живое из мертвого. Пальма первенства, несомненно, принадлежит доктору Виктору Франкенштейну (роман Мэри Шелли), который сшил части тел разных покойников и оживил электричеством получившееся Существо.

Борис Карлофф — самый известный из «Чудищ Франкенштейна».

Виктор Франкенштейн за работой.

Оно оказалось умным и довольно крепким, умело чувствовать, переживать, любить и ненавидеть, но «папа» обо всем этом не знал, поскольку сбежал сразу, как увидел первую улыбку своего дитяти. Оставшись без отца, Франкенштейн-искусственный скоро пошел по неверной дорожке, стал драться, воровать, а после решил отомстить своему создателю за сломанную жизнь.

Мертвые родственники

Мэри Шелли придумала историю про Франкенштейна в возрасте 19 лет. Тогда, в 1815 году, почти всю планету настигла вулканическая зима (из-за извержения вулкана Томбора в Индонезии). Шелли приехала в гости к лорду Байрону, который для развлечения предложил ей и ее персональному врачу — доктору Джону Полидори — сочинить какие-нибудь страшные истории. Шелли придумала Франкенштейна, а Полидори написал историю «Вампир», которая стала основой «романтического вампирского жанра» — именно на нее ориентировался Брэм Стокер, создавая своего знаменитого Дракулу. Фактически, Франкенштейн и «современные вампиры» родились почти одновременно.

Франкенштейн глазами художника Бориса Вальехо.

Хотя имя Франкенштейна стало нарицательным, сшитых из мертвечины големов не убавилось. Только мозгов им стали давать значительно меньше и провели в череп трубки для спускания пара. А вместо сердца обычно вставляют пламенные моторчики, которые особенно часто стучат при виде хорошеньких юных девиц в подвенечных платьях. Поэтому «Детей Франкенштейна» часто обвиняют в краже невест, но это уже документированный недостаток.

Ученые, работавшие над проблемой воскрешения мертвецов, часто получали результат, известный как «зомби». Ходячие мертвецы неразумны, кровожадны и агрессивны. Их жертвы обычно также становятся зомби. Причиной многих зомбо-эпидемий являются вышедшие из-под контроля эксперименты.

Зверолюды и людозвери

Вы упускаете из виду, что может сделать

искусный вивисектор с живым существом.

Г. Уэллс «Остров доктора Моро»

Другие ученые (доктор Моро, профессора Сальватор, Доуэль, Преображенский) предпочли экспериментировать с живыми существами, ища тайну бессмертия в соединении разнообразных видов, подвидов, рас и классов. Многие создания оказались вполне жизнеспособными, хотя и небезопасными для окружающих.

Мысль о том, что можно приживить чужеродную плоть и исправить тем самым природные недостатки, существует давно. Например, в одной средневековой байке говорится о состязании двух лекарей, которые доказывали свое искусство, вынимая и вставляя обратно глаза соперника. Во время одной из таких операций ворона украла извлеченный глаз, и, чтобы не проиграть пари, врач вместо него вставил пациенту глаз козы. За исключением того, что с тех пор лекарь-соперник стал чаще смотреть на траву, глаз животного служил вполне исправно.

С тех самых пор хирургам не дает покоя идея сшить ангелочка, русалку или хотя бы Медузу Горгону (последнее, кстати, чаще всего и получается).

Очень древняя восточная хирургия. Миниатюра из старинного манускрипта.

Александр Беляев (1884—1942) — талантливый фантаст с трагической судьбой.

Незначительные добавления инородных органов, вроде бы, даже улучшали людскую породу. Например, Ихтиандр писателя Беляева вместе с жабрами акулы получил возможность плавать, не переохлаждаясь и не тратя времени на перезарядку акваланга. Правда, с хождением по суше у него довольно скоро возникали проблемы — жабры пересыхали, а легкие без них не работали.

Создатель и его непутевое создание (фильм «Собачье сердце», 1988).

Создатель и его непутевое создание (фильм «Собачье сердце», 1988).

А пес Шарик (роман «Собачье сердце», М. Булгаков), получив человеческий гипофиз, вообще стал ходить на задних лапах и говорить по-человечески. Даже на работу устроился и стал делать отличную карьеру. Но о его судьбе нам хорошо известно, чего не скажешь о многочисленных жертвах экспериментов профессора Доуэля (Александр Беляев). Их можно отнести ко второму типу комбинированных существ — одновидовым, то есть собранным из живых или клинически мертвых созданий одного биологического вида.

Современная обложка советского фильма «Завещание профессора Доуэля» (1984).

Меняя головы и тела животных, профессор искал тайны бессмертия. Его ученики пошли дальше и начали проводить аналогичные опыты на людях. У «сборных» пациентов, как правило, через некоторое время начинают проявляться привычки, чувства и эмоции обоих «доноров». Что приводит к раздвоению личности, депрессиям, шизофрении и прочим неприятностям. Некоторым удается преодолеть эффект «памяти тела» и жить счастливо, примирившись со всеми своими личностями, но большинство теряет рассудок.

Как это часто бывает с увлеченными людьми, Доуэль и сам в конце концов стал объектом исследований, превратившись в говорящую голову без тела. Идея оказалась весьма плодотворной: позднее фантасты придумали для таких голов массу способов передвижения — от паукообразного тела до механического голема. Так что смерть — это только начало карьеры истинного энтузиаста!

Третья категория комбинированных существ — результаты экспериментов по перекраиванию животных. Оставаясь в основе своей зверями, эти твари приобретают человекообразный вид, способны говорить и примитивно рассуждать.

Доктор Моро и его домашние любимцы.

Обширную лабораторию и виварий для подобных опытов имел знаменитый ученый доктор Моро (Герберт Уэллс, «Остров доктора Моро»). С помощью хирургии и электрошока он создавал переходные формы от животных к людям. Доктор пытался не только перекроить мозги зверей по человеческому подобию, но и перестроить саму натуру своих подопечных. Применяя пытки, он вбивал в головы несчастных вегетарианскую мораль и идею безусловного рабского повиновения «людям с хлыстами». Подопытные доктора не любили, экспериментам отчаянно сопротивлялись и, в конце концов, съели Моро вместе с его ассистентом.

Механический череп человекоборова, реквизит фильма «Остров доктора Моро» 1996 года.

Среди особо интересных особей на острове Моро были отмечены:

леопардо-человек, гиено-свинья, трое человеко-быков, сатироподобное существо — помесь обезьяны и козла, человеко-сенбернар, люди-свиньи, носороголошадь и лисомедведица. Всего выживших после опытов тварей насчитывалось более шестидесяти.

Сам себе враг

Ноги! Глядите: бегут ноги!

Г. Уэллс «Человек-невидимка»

Разумеется, любой хороший и немного сумасшедший ученый не откажется самолично испробовать на себе свои изобретения. Последствия подобных экспериментов могут быть самыми неожиданными: одни джентльмены теряются в просторах времени, другие взлетают в воздух, третьи тонут в глубинах океана, а четвертые просто растворяются в воздухе.

Наиболее известными на этом поприще стали доктор Генри Джекилл (персонаж Роберта Льюиса Стивенсона) и физик Гриффин (герой Герберта Уэллса).

Две половинки целого — доктор Джекилл и мистер Хайд.

Мистер Хайд во всей своей первобытной красе (фильм 1932 года).

С помощью особого омолаживающего раствора, введенного внутримышечно, первый из них собирался высвободить скрытые резервы человеческого организма, пробудить спящие клетки мозга и заставить ткани регенерировать. Отчасти результат был достигнут, но в итоге на свет появился мистер Хайд, вторая личина Джекилла. Разбуженные животные инстинкты, звериная сила и неукротимые страсти переполняли эту новую сущность. Побывав в теле Хайда, доктор потом чувствовал себя бодрым и полным энергии. Проблемы начались лишь тогда, когда он осознал наркотическую зависимость от своей животной половины.

Хоули Гриффин создал аппарат, передающий эфирную вибрацию световых лучей. Несколько химических реактивов, обесцвечивающих кровь, сеанс облучения и порция стрихнина сделали из Гриффина человека-невидимку.

Недостатки мутации обнаружились сразу: во-первых, она необратима, пока человек жив; во-вторых, приходилось ходить нагишом и опасаться, что излишне любопытные собаки, налипшая грязь или падающий снег выдадут твое местоположение. Гриффин отчасти решил проблему с помощью грима и плотной одежды; а вот что стало с кошкой-невидимкой, которая первой испытала действие эфирной вибрации, науке неизвестно. Не исключено, что животному удалось избежать тех неприятностей, что подстерегали Гриффина среди людей. Быть может, она даже продолжила род невидимых кошек...

Человек-невидимка из фильма 1933 года.

В экранизации 2000 года исчезновение было постепенным — невидимость начиналась с кожи, а заканчивалась костями.

Но не только эти двое ученых шокировали мир своими превращениями. Достаточно вспомнить трагическую судьбу Человека-мухи (фильм 1958 года по рассказу Джорджа Лангелана), который когда-то был физиком и испытывал машины молекулярного переноса на самом себе — затесавшееся в кабину насекомое стало частью человеческого организма и постепенно перестроило ученого под свои мушиные нормы. Или полурастение-полуженщину Ядовитый Плющ (вселенная комиксов компании «DC Comix»), смешавшую свою кровь с хлорофиллом.

«Муха» образца 1958 года (обложка ДВД). В 2006 году нам обещают показать римейк.

Ядовитый Плющ целует Робина. Художник Брайан Болланд.

Цветочный ужин

Почему вы так кричите? Вы пугаете мою плотоядную лиану!

Сериал «Семейка Аддамсов»

Кстати, о хлорофилле. Озадачившись поисками дешевой еды будущего, исследователи углубились в тайны растений, морских и наземных. Казалось бы, что опасного могут скрывать цветы в горшках или банальная морская капуста? Но стоит им попасть в руки чересчур гениальных ученых, как растения превращаются в нечто очень быстрое, сильное и голодное.

Хищный цветок можно выращивать в горшочке на подоконнике.

Обычно исходным материалом служат тропические цветы, питающиеся насекомыми: росянки, мухоловки, непентесы, саррацении. Для наибольшей красоты их скрещивают с орхидеями, выбирая самые пахучие сорта, а для быстрого роста используют химикаты собственного изобретения.

Чтобы цветок не зачах, его следует кормить сырым мясом. Раскормленные до размеров крупного питона растения уже могут питаться самостоятельно. Как правило, они начинают с ближайшего окружения, съедая всю родню садовода, почтальона, полицейских и санитаров из дурдома.

Ботаник, который вывел хищное растение, должен быть готовым к тому, что ему придется всю жизнь обслуживать своего зеленого питомца, поставляя тому в пищу слишком любопытных журналистов.

Хищные растения разных видов.

Калибаны машинной эры

Машины работают, дизели гудят, ядовитые отходы химических опытов стекают в реки и заливы, безумные ученые продолжают свои жестокие эксперименты, а женщины упрямо пытаются продолжить род человеческий. В отравленном воздухе слышны крики младенцев-мутантов и принявших их на руки акушерок. Поколение калибанов машинной эры вступает в свои права.

Мутанты из «Группа Х» от компании Marvel (справа — Калибан). Художник Роб Лифилд.

Калибан был сыном ведьмы (Шекспир, «Буря»). Его приютил ученый и чародей Просперо. Но как ни бился кудесник, а изменить злобную алчную натуру твари ему не удалось. Люди-мутанты, изуродованные еще во чреве матерей зловонными миазмами прогресса, также не отличаются благородством душ.

Кто не помнит знаменитого Игоря, бессменного ассистента доктора Франкенштейна? Славянское имя — единственное, что может хоть как-то приподнять занавес над тайной его рождения. Горбатый лупоглазый карлик, ненавидящий людей за их естественную красоту (или хотя бы обыкновенность), — он отлично управляется с механизмами, аккумуляторами, лазерами и прочими приборами.

Ловкий, как обезьяна, Игорь — идеальный помощник. Но его верность зиждется не на любви, а на желании отомстить нормальным людям. Коллег Игоря можно встретить и в лабораториях сумасшедших ученых, и в черных вампирских замках: везде, где зарождаются планы истребления человечества, такой уродец придется ко двору.

Кукла Игоря — купите ее своему маленькому Франкенштейну!

А вот другой представитель племени калибанов, сеньор Грегорио Чиче («Месс-Менд» Мариэтты Шагинян), больше известен в России, хотя действовал по всему миру. Его мутация — это не только результат токсичного воздействия окружающей среды, но еще и панические страхи перед революциями и войнами.

В результате на свет появился зверочеловек, вынужденный заковать свое искривленное тело в стальной футляр, чтобы получить возможность ходить на двух ногах. Сеньор Чиче — мастер перевоплощений, однако в любом обличье он не может скрыть подагрически опухшие руки, чрезмерно острый кадык и впалые водянистые глаза.

Впрочем, взамен природа наделила его мощным даром гипнотизма, в результате чего редкому человеку удавалось вспомнить облик сеньора или его слова. Услугами этого «калибана» пользовались представители правящих кругов и крупные дельцы, дабы устранять ненужных людей и организовывать многоходовые интриги. При покушении на российскую Аэроэлектроцентраль Чиче был разоблачен. Феномен его мутации исследовал доктор Лепсиус, известный американский ученый.

С другими «калибанами» можно повстречаться в крупных промышленных городах, например, таких, как Готэм. Но о жизни Человека-Пингвина, крысоидов и иных мутантов и фриков достаточно подробно рассказывают комиксы, так что мы не будем на них останавливаться.

Лаборатории сумасшедших ученых работают без устали. В колбах шевелятся странные комки плоти, скребясь щупальцами по прозрачным стенкам. Клетки содрогаются от метаний плененных монстров. Что-то вскипает и булькает, искрит и переливается, лазерные лучи прожигают отверстия в подготовленных к имплантации деталях... В истертом блокноте записей экспериментов поставлена галочка против слов: «Сегодня ожидаем вылупления». Новые чудища готовы увидеть свет — и безумную улыбку своего творца.

«Я — гениален!».

Это интересно
  • Лаборатория Виктора Франкенштейна, согласно роману Мэри Шелли, располагалась в городе Ингольштат (Бавария, Германия). Этот же населенный пункт упоминался в трилогии «Иллюминат!» Роберта Ши.
  • По-немецки слово «Франкенштейн» означает «камень франков». Ходили слухи, что Шелли зашифровала в этом имени франкмасонов — «вольных каменщиков».
  • Польский город Забковице-Сласки (основан в 1280 году) раньше назывался Франкенштейн. Точно так же назывался замок в городе Дармштадт (Гессен, Германия), где по легенде жил алхимик Йоханн Кондрад Диппель (1673—1734), якобы экспериментировавший с человеческими останками.
  • Калибан — мутант-экстрасенс из вселенной компании Marvel; робот, не знавший 3 законов роботехники (придуман Роджером Макбрайдом Алленом в сотрудничестве с Айзеком Азимовым); родная планета легиона космической пехоты «Темные ангелы» из вселенной «Warhammer 40000», а также игровая раса сеттинга «Ravenloft» настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons 2».

Замок в городе Забковице-Сласки. Мэри Шелли и понятия не имела о нем.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
26.10.2009, 07:50
Тема лабораторных монстров достаточно заезжена в современном мире, но всё ещё интересна…
Spy Fox
№ 2
26.10.2009, 16:08
Довольно частые гости в научной фантастике. Кстати, при желании далеков и киберлюдей тоже можно было бы отнести к этому типу монстров.
Хотя, чаще это какие-нибудь зомби или невероятные монстры. Статья отличная.
Max-88
№ 3
04.06.2015, 10:25
А в Убервальде Игорей уважают.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться