Google+
КАЙДЗЮ Световой меч Вселенная «Magic: The Gathering» Разговор с Борисом Стругацким
Версия для печатиИтоги и ожидания: Итоги 2005
Кратко о статье: Центральный материал каждого февральского выпуска «МФ» — подведение годовых итогов во всех областях фантастики. Несколько десятков номинаций, сотни претендентов, в жюри — вся редакция журнала... Сложно выбрать самых достойных! Но мы не боимся сложностей. Встречайте: лучшие фантастические книги, фильмы и игры ушедшего года, герои, злодеи, события и все самое-самое из мира фантастики!

Итоги 2005

Главные произведения, герои и события

Февраль месяц, в который редакция и авторский коллектив «Мира фантастики», по сложившейся традиции, подводит фантастические итоги за прошедший год и называет лучших из лучших.

Все книги, фильмы и игры, попавшие в наградные списки, обозревались на страницах журнала с марта 2005 по нынешний номер «МФ» любому упомянутому фантастическому продукту была посвящена отдельная рецензия. Для победителя в каждой номинации мы указали номер журнала, в котором он, победитель, рецензировался. Поэтому если вы пропустили обзор шедевра всегда можете вернуться к одному из прежних номеров «МФ» и прочесть подробный «разбор полетов». А здесь мы не рецензируем победителей, а аргументированно излагаем, почему именно это произведение «Мир фантастики» считает лучшим.

Итак, представляем самые выдающиеся книги, фильмы, игры, героев и события 2005 года по версии «Мира фантастики».

Книги 2005

Весь прошедший год наша рубрика «Книги номера» держала руку на пульсе отечественного фантастического книгоиздательства. Пришел февраль, и настало время подвести традиционные итоги: раздать заслуженные ордена, медали и прочие символические награды.

Число номинаций не изменилось с прошлого раза — их снова десять. Впрочем, если 2004 год был богат на авторские сборники, то под занавес 2005 года на фантастические прилавки высыпалось множество сборников тематических. Так что одну номинацию мы решили заменить на другую. Претендентами на главный приз, «Книгу года—2005», как и в прошлый раз, стали только произведения отечественных авторов.

В голосовании участвовали все редакторы «Мира фантастики» и постоянные обозреватели нашего «Книжного ряда». Чему отдали в этом году предпочтение компетентные участники нашего фантастического жюри, вы узнаете из следующих страниц.

Лучший зарубежный фэнтези-роман

Претенденты: Р. Скотт Бэккер «Слуги Темного Властелина»; Гай Гэвриел Кей «Последний свет солнца»; Грег Киз «Терновый король»; Стивен Кинг «Темная башня»; Терри Пратчетт «Последний континент»; Робин Хобб «Золотой шут», «Судьба шута»

Стивен Кинг
Темная башня

Романами, повестями и сборниками Стивена Кинга можно заставить не одну полку, но главных среди этих книг — семь. Цикл «Темная башня» — дело двадцати одного года творческой карьеры, а заодно и всей жизни всемирно признанного мастера ужасов. Впрочем, жанровые рамки тут слишком узки: в «Темной башне» нашлось место и фэнтези, и мистике, и путешествиям между мирами. И самому Стивену Кингу. Как бы то ни было, в 2003 году мастер закончил последний том цикла, а в 2005 «Темная башня» появилась в качественном русском переводе. И мы наконец-то узнали, чем завершились похождения стрелка Роланда, что ждало его в Темной башне — и какая книга заслуживает первого места в этой номинации.

(Рецензия на книгу — в №1 за 2006.)

Лучший зарубежный фантастический роман

Претенденты: Пол Ди Филиппо «Рибофанк»; Нил Стивенсон «Криптономикон»; Дэн Симмонс «Илион»; Мэтью Стовер «Клинок Тишалла»; Майкл Суэнвик «Кости земли» ; Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия»

Нил Стивенсон
Криптономикон

Что такое «Некрономикон», знает, пожалуй, всякий любитель фантастики: кошмарная Книга имен мертвых, воспетая мастером космического ужаса Г. Ф. Лавкрафтом. «Криптономикон», в отличие от выдумки Лавкрафта, существует в действительности. Этот почти 1000-страничный том — не пособие по искусству криптографии (шифрования), а серьезный и одновременно динамичный роман американского фантаста Нила Стивенсона. Одновременно и киберпанк (с настоящей виртуальной державой), и криптоистория (снова «крипто»!), и альтернативная география. Масса сюжетных линий, которые завязываются в зубодробительный узел и разрешаются в лучших традициях зарубежной НФ. Прекрасно переведенная на русский язык книга, достойная стоять в одном ряду с «Гиперионом» Симмонса и «Дюной» Герберта, — наш фантастический выбор года.

(Рецензия на книгу — в №3 за 2005.)

Лучшая детская книга

Претенденты: Нил Гейман «Коралина»; Кристофер Паолини «Эрагон»; Мишель Пейвер «Брат Волк»; Терри Пратчетт «Джонни и бомба», «Только ты можешь спасти человечество»; Джоан К. Ролинг «Гарри Поттер и принц-полукровка»

Джоан К. Ролинг
Гарри Поттер и принц-полукровка

Откровенно говоря, присутствует немалая вероятность, что седьмой (и последний?) роман про самого известного в мире волшебника, как бы он ни назывался, уже не попадет в номинацию «Лучшая детская книга». Ибо Гарри Поттер взрослеет, а история про него начинает приобретать самую что ни на есть недетскую окраску. Это уже не первые две-три книги, когда самым большим переживанием главного героя были высокомерный Малфой и родственнички-Дурсли. На пятом году обучения Гарри потерял любимого крестного Сириуса Блэка, а шестой год в Хогвартсе — это уже настоящая магическая война, без всякого снисхождения к юному возрасту читателя. Впрочем, читатели Ролинг взрослеют вместе с ее героями, и теперь наверняка взволнованы не самой гибелью директора Дамблдора, а вопросом — почему его убил профессор Снегг. Ну что же... Узнаем в свое время, вместе с Гарри.

(Рецензия на книгу — в этом номере «МФ».)

Лучшая новеллизация

Претенденты: Элейн Каннингем «Дочь дроу» (по ролевой игре «Dungeons & Dragons»); Дж. Роберт Кинг «Тран. Создатель чудовищ» (по ККИ «Magic The Gathering»); Уильям Кинг «Космический волк» (по варгейму «Warhammer 40000»); Роберт Сальваторе «Гимн хаоса» (по ролевой игре «Dungeons & Dragons»); Мэтью Стовер «Месть ситхов» (по фильму «Звездные войны. Эпизод 3»); сборник «Драконы Кринна» (по ролевой игре «Dungeons & Dragons»)

Мэтью Стовер
Месть ситхов

Минувший год выдался богатым на новеллизации. Завершился цикл «Эпоха артефактов», написанный по мотивам «Magic The Gathering», начали выходить книги по фантастическому «Warhammer». Но предпочтение мы отдаем не тем и не другим. Единогласно — единственный случай, когда все участники жюри поставили на первое место одну и ту же книгу из списка, — первенство присуждается «Звездным войнам». А именно — блестящей новеллизации Третьего эпизода великого космического эпоса, созданной молодым, но многообещающим писателем. Руководствуясь одним только сценарием, — новеллизации «Звездных войн» выходят раньше самих фильмов, — Мэтью Стовер написал роман, точно передающий дух заключительной — и ключевой — части лукасовской саги. Благодаря ему мы можем не только увидеть, как Энакин Скайуокер стал Дартом Вейдером, но и понять, почему это произошло.

(Рецензия на книгу — в №8 за 2005.)

Лучшее продолжение отечественного цикла

Претенденты: Василий Головачев «Смерч»; Вера Камша «Лик победы»; Сергей Лукьяненко «Последний дозор»; Вадим Панов «Королевский крест», «Царь горы»; Макс Фрай «Хроники Ехо»

Макс Фрай
Хроники Ехо

Год назад в этой номинации победил Лукьяненко с «Сумеречным дозором». И в 2005 году Сергей сделал достойную попытку сохранить приз за собой, написав «Последний дозор». И вполне мог удержать переходящий приз в своей коллекции, если бы на свете не было Макса Фрая.

Каких-нибудь пару лет назад Макс Фрай казался безнадежно потерянным для фантастики. Многочисленные поклонники Тайного Сыска перечитывали сверхпопулярные в девяностых годах книги о приключениях сэра Макса в Ехо и глубоко-глубоко прятали надежду на продолжение. И вот — оно свершилось! Пока что мы прочитали четыре «Хроники Ехо», не за горами пятая. Остается только надеяться, что творческого запала Фрая хватит еще лет на пять новых приключений.

(Рецензии на книги — в №3 и в №7 за 2005, а также в этом номере «МФ».)

Лучший отечественный тематический сборник

Претенденты: «Миры Ника Перумова»; «На перекрестках фэнтези»; «Новые марсианские хроники»; «Правила крови»; «Право на пиво»; «Том с привидениями»

Том с привидениями

Вы знаете, что такое сакральная фантастика? Если не знаете и хотите узнать — прочтите «Том с привидениями». Самих привидений тут, правда, немного, зато произведений в жанре сакральной фантастики — каждое первое. Рассказы и повести Ольги Елисеевой, Кирилла Бенедиктова, Натальи Иртениной, Дмитрия Володихина, Далии Трускиновской, Сергея Алексеева... Из всех претендентов на звание лучшего тематического сборника «Том с привидениями» оказался наиболее интересным, разноплановым и заслуживающим первого места в этой номинации.

(Рецензия на книгу — в №1 за 2006.)

Лучший отечественный фэнтези-роман

Претенденты: Владимир Аренев «Паломничество жонглера»; Ольга Громыко «Верные враги»; Вера Камша «Лик победы»; Алексей Пехов «Искатели ветра»; Михаил Успенский «Невинная девушка с мешком золота»

Вера Камша
Лик победы

В принципе, конечно, этому роману можно давать первое место в любой номинации уже за одно название — но продолжение «Отблесков Этерны» и без этого заслуживает фэнтезийную пальму первенства. Вера Камша, пожалуй, единственный российский автор исторического фэнтези, который может на равных тягаться с зарубежными мастерами жанра. Первый маршал Талига Рокэ Алва снова похищает умы — а иногда и сердца — поклонников цикла. Он, как обычно, оказывается в круговерти интриг, поступки его непредсказуемы и малопонятны, но почти всегда становятся лучшим выбором из возможных. Кроме того, после относительно мирного второго тома «Отблесков», в «Лике победы» Вера Камша показала две масштабные военные кампании. Чем все это закончится? Впереди еще целых два тома (как минимум!): «Зимний излом» и «Сердце Зверя».

(Рецензия на книгу — в №10 за 2005).

Лучший отечественный фантастический роман

Претенденты: Дмитрий Володихин «Долиной смертной тени»; Александр Громов «Феодал»; Яна Дубинянская «Проект «Миссури»; Сергей Лукьяненко «Черновик»; Вадим Панов «Московский клуб»; Сергей Чекмаев «Бремя стагнатора»

Сергей Лукьяненко
Черновик

Знаменитости — люди, как правило, скрытные и не особо жаждущие общения с поклонниками. Сергей Лукьяненко, ставший известным по всей России и за рубежом после выхода первого отечественного фантастического блокбастера «Ночной дозор», не из таких. В 2003 году автор завел сетевой дневник, на который сейчас подписано почти 5 тысяч читателей. Собственно, в «Живом журнале» Лукьяненко и родился новый роман мастера — «Черновик». Посетители онлайнового дневника выбрали жанр, в котором будет написана эта книга, а сам писатель по мере создания глав выкладывал их в публичный доступ. Получился своеобразный интерактивный проект, который и завершился в конце 2005 года изданием «Черновика» — романа, которому «МФ» сегодня присуждает звание лучшей НФ-книги.

(Рецензия на книгу — в №11 за 2005.)

Лучший отечественный мистический роман

Претенденты: Ярослав Веров «Господин Чичиков»; Сергей Лукьяненко «Последний дозор»; Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов «Пентакль»; Вадим Панов «Королевский крест»; Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Киндрэт. Кровные братья»; Сергей Чекмаев «Анафема»

Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов
Пентакль

Шесть лет назад пятеро писателей, без преувеличения — цвет украинской фантастики, создали свой первый совместный роман — «Рубеж». В 2005 году они объединились снова — так увидел свет «Пентакль». Книга сложная, многогранная — как и положенная в заглавие геометрическая фигура. Тридцать историй, разделенных на шесть тематических «пентаклей». Тридцать историй, объединенных миром, временем, атмосферой. Рассказы сплетаются в единое целое, в роман — трудно сказать, где кончается одна история и начинается другая. Точно так же трудно вычислить, какому из авторов какой текст принадлежит. Но, несмотря на все эти загадки, «Пентакль» — интересное, затягивающее, разнообразное произведение. И если можно считать основателем русской мистики Гоголя, то пятерка харьковско-киевских фантастов — достойные продолжатели классика.

(Рецензия на книгу — в №8 за 2005.)

КНИГА ГОДА

Претенденты: Владимир Аренев «Паломничество жонглера»; Александр Громов «Феодал»; Вера Камша «Лик победы»; Сергей Лукьяненко «Чернови»; Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов «Пентакль»; Макс Фрай «Хроники Ехо»

Сергей Лукьяненко
Черновик

Самая обычная Москва. Самый обычный главный герой возвращается в свою самую обычную квартиру — и обнаруживает, что квартира-то вовсе не его, и что сам он, как говорится, в списках не значится... Городское фэнтези? Именно этого ждали от Лукьяненко поклонники «Ночного дозора». Но мэтр схитрил и уже в первых главах превратил «Черновик» в довольно-таки классическую научную фантастику, наподобие своего же «Спектра». Что дальше? Закрученный сюжет, пространные лирические отступления, скрытые цитаты. И — памятник погибшим при падении Московского метеорита. Не помните такого? Прочитайте «Книгу года—2005» — и убедитесь: иная реальность затянет вас не хуже, чем главного героя романа. Если это был «Черновик», то чего же ждать от «Чистовика»?

Итоги 2003 года:

КНИГА года: НИЛ ГЕЙМАН, «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»

Итоги 2004 года:

Лучший зарубежный фэнтези-роман: Анджей Сапковский, «Башня шутов»

Лучший зарубежный НФ-роман: Грегори Киз, «Пушка Ньютона»

Лучшая детская книга: Клайв Баркер, «Абарат»

Лучшая новеллизация: Джеф Граб, «Война братьев»

Лучшее продолжение отечественного цикла: Сергей Лукьяненко, «Сумеречный дозор»

Лучший отечественный сборник: Леонид Каганов, «День академика Похеля»

Лучший отечественный фэнтези-роман: Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры»

Лучший отечественный НФ-роман: Ник Перумов, «Череп в небесах»

Лучший отечественный мистический роман: Олег Дивов, «Ночной смотрящий»

КНИГА года: АЛЕКСЕЙ ПЕХОВ, «ПОД ЗНАКОМ МАНТИКОРЫ»

Кино 2005

Оценивая 2005 год с точки зрения его вклада в большое кино, следует признать, что он удался на славу. Да, фабрика грез не побаловала нас выдающейся мультипликацией или кинокомиксами. В жанре «страшилок» прорыва тоже не случилось. Российский фантастический кинематограф хранил загадочное молчание. А уж про приключения и говорить не стоит — здесь вообще полный штиль.

Однако по части экранизаций легендарных произведений и продолжений всемирно известных киноэпопей прошедший год перевыполнил все мыслимые и немыслимые нормы — причем самый мощный аккорд пришелся на рождественско-новогодний сезон.

Кроме того, в 2005 свет увидели киноверсии сразу двух культовых компьютерных игр и одной игровой вселенной («Один в темноте» получился совсем неудачно, «Doom» — не совсем удачно, а «Подземелье драконов 2» — на удивление удачно).

В общем, любителям кинофантастики жаловаться не на что. Но и расслабляться не стоит — этот год обещает быть полной противоположностью прошлого (качественная мультипликация, мощные кинокомиксы и приключения, а также несколько отечественных блокбастеров).

Лучшая экранизация

Претенденты:Автостопом по галактике (по циклу Дугласа Адамса); Война миров (по роману Герберта Уэллса); Гарри Поттер и Кубок огня (по книге Джоан Ролинг); Город грехов (по комиксам Фрэнка Миллера); Doom (по компьютерной игре); Один в темноте (по компьютерной игре); Подземелье драконов: Источник могущества (по настольной ролевой игре); Чарли и шоколадная фабрика (по книге Роальда Даля); Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф (по циклу К. С. Льюиса).

Город грехов

На первое место так и просятся «Хроники Нарнии» — еще бы, с таким-то бюджетом! Но «диснеевская» родословная изрядно портит картину. Новый «Гарри Поттер» тоже хорош, однако книгу он воплотил лишь отрывочно. Про осовремененную «Войну миров» Спилберга лучше вообще не говорить — жалко старика Уэллса.

Сравните: «Город грехов» на бумаге и на пленке.

Остается только черно-белая экранизация графических фантазий художника Фрэнка Миллера, специализирующегося на мрачных, жестоких комиксах. «Город грехов» с точки зрения экранизаций комиксов — не просто фильм, а нечто большее. Это — первая и, пожалуй, единственная удачная попытка стопроцентного переноса самой сути комикса с бумаги на пленку.

Перед нами несколько переплетающихся историй: полицейский Хартиган, здоровяк Марв, неубиваемый Дуайт, целая плеяда красавиц Голди, Люсиль, Бэки, Михо, Нэнси... Много компьютерной графики и крови. Элайджа Вуд (Фродо) в роли невозмутимого каннибала Кевина. Роковые женщины. Живучие и удачливые герои. Предательства. Любовь. Заговоры и разоблачения.

«Город грехов 2» должен выйти в 2006 году. Ждать осталось недолго. А пока что его первая часть заслужила звания «лучшая экранизация 2005 года».

(Рецензия на фильм — в №6 за 2005.)

Лучший мультфильм

Претенденты: Роботы; Труп невесты; Уоллес и Громит: Проклятье кролика-оборотня; Ходячий замок Хоула.

Роботы

Среди анимационных картин несомненным лидером является работа студии «Blue Sky» (той самой, что выпустила «Ледниковый период», рисовала Чужих в «Чужой: Воскрешение» и сделала скользящего пингвина в «Бойцовском клубе»), вышедшая на экраны в марте 2005.

Так уж повелось, что каждый второй трехмерный мультфильм — комедия. «Роботы» здесь не исключение, что приятно, ведь картина вышла гомерически смешной. Плотность приколов на минуту экранного времени такова, что ее впору сравнивать с легендарным «Шреком».

Сюжет строится на истории юного Родни Нержавейкина, приехавшего в большой город на поиски лучшей жизни. Однако выяснилось, что мир роботов ожидают большие потрясения — злодей и деспот Поршень решил устроить всем своим согражданам тотальный апгрейд. А тем, у кого нет денег на новые запчасти, прямая дорога на свалку.

Объединившись с друзьями, Родни, конечно же, наводит порядок, причем делает это настолько убойно, что вместо знаменитого стакана кефира, который заменяется пятью минутами смеха, зрители получают надрыв животов и растяжение голосовых связок.

Яркий, колоритный мир. Запоминающиеся персонажи. Умелое пародирование шедевров («2001: Космическая одиссея», «Лицо со шрамом», «Звездные войны», «Матрица»). Что еще нужно для получения звания «лучший мультфильм года»?

(Рецензия на фильм — в №5 за 2005.)

Лучший мистический фильм

Претенденты: Белый шум; Бугимен; Грот; Звонок 2; Земля мертвых; Ключ от всех дверей; Один в темноте; Пиджак; Туман; Ужас Амитивилля.

Земля мертвых

Кандидатов от жанра мистики и ужасов немало, но достойных среди них еще надо поискать. «Звонок 2» глубоко вторичен, «Ключ от всех дверей» выделяется лишь неожиданным финалом, а «Туман» — старая песня Карпентера.

Один лишь Джордж Ромеро — шестидесятипятилетний ветеран «зомби-фильмов» — порадовал своим возвращением на экран. Он сделал четвертую по счету картину в легендарной серии «Живые мертвецы» (предыдущие — «Ночь живых мертвецов», плюс «Рассвет...» и «День...» соответственно).

С одной стороны, «Земля мертвых» стала первой картиной Ромеро, допущенной к широкому прокату. Режиссер снял ее под сравнительно «гуманный» рейтинг R (детям после 18), из-за чего фильм потерял значительную часть ромеровской «трэшевости».

Однако в то же время старик показал, что его еще рано списывать со счетов. Там, где вроде бы придумать уже больше нечего, он умудрился показать нам стилистически новые хоррор-сцены. Сюжет тоже необычен для этого жанра — нечто замаскированное под футуристику. Ожившие покойники захватили власть над всем миром — уцелел лишь один мегаполис, жители которого ведут отчаянную борьбу за выживание.

Зомби теперь не просто тупое мясо. Они начали учиться, создавая новую расу мертвецов. Без социальной сатиры тоже не обошлось — иначе у Ромеро и быть не могло. Необычный ужастик от мастера жанра — самый правильный кандидат первое место в этой номинации.

(Рецензия на фильм — в №10 за 2005.)

Лучший научно-фантастический фильм

Претенденты: Автостопом по галактике; Война миров; Doom; Звездные войны: Эпизод 3 Месть ситхов; И грянул гром; Миссия «Серенити»; Остров; Стелс.

Миссия «Серенити»

Приятный подарок всем поклонникам хорошей научной фантастики. Космический вестерн с бюджетом в 39 миллионов долларов, полностью избавившийся от сериального прошлого («Серенити» снят по малоизвестному сериалу «Firefly»). Затягивающая вселенная, блестящие диалоги и живые персонажи — такого от него никто не ожидал.

Приключения вольнонаемного экипажа транспортно-грузового корабля «Серенити» на задворках галактики — сюжет, казалось бы, совершенно банальный. Однако режиссер Джосс Уэдон умудрился сделать маленькое чудо. Это тот редкий случай, когда все решает качество истории, а не дорогие спецэффекты или раскрученные актеры. Множество героев, лихие повороты сюжета, внимание к мелким деталям, аккуратные боевые сцены, полное отсутствие пафоса — много ли еще надо?

Интересно, что телепатку Ривер, тренированную убийцу, можно было без труда усыпить фразой на русском — особой командой, запрограммированной в ее мозг: «Eto kuram na smeh».

Конечно, в этот год вышли и последние «Звездные войны» — достойный конкурент за звание «лучшего научно-фантастического». Но к миру и героям Лукаса мы давно привыкли. А создатели «Серенити» показали нам такую красивую и необычную вселенную, полную свежих идей! Сплав высоких технологий и стилистики Дикого Запада — вариант довольно экзотичный, но, как оказалось, беспроигрышный. Этот маленький шедевр безусловно заслуживает нашей сегодняшней награды.

(Рецензия на фильм — в №12 за 2005.)

Лучший фэнтези-фильм

Претенденты: Братья Гримм; Гарри Поттер и Кубок огня; Зеркальная маска; Нибелунги; Подземелье драконов: Источник могущества; Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф.

Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф

Экранизация первой книги серии «Хроники Нарнии» (по хронологии мира эту историю следует считать второй) от знаменитого англо-ирландского писателя Клайва Льюиса — близкого друга Толкина.

Нарния — это волшебный мир, где магия является самым обычным делом. Животные умеют говорить, плоскую землю накрывает небесный купол, а скалы в глубине — живые и даже съедобные.

История началась в Лондоне 1940-х годов, когда четверо детей были посланы родителями в отдаленное поместье профессора Кирка, чтобы избежать бомбежек нацистов. В одной из комнат Питер, Сьюзан, Эдмонд и Люси находят старый платяной шкаф — портал в мир под названием «Нарния», где правит добрый лев Аслан.

Да, картина создавалась под чутким руководством студии Диснея, никогда не отличавшейся серьезными фильмами, однако именно это позволило собрать фантастический бюджет — 150 миллионов долларов. Такие сумасшедшие деньги, помноженные на талант работников студии «Weta Workshop» (трилогия «Властелин Колец») помогли снять поистине феерическое Зрелище.

Несмотря на очевидную «детскость», эта картина — самая настоящая сказка: семейная, добрая и ошеломительно красивая. Настоящее фэнтези в чистом виде. И если все пойдет, как задумывали продюсеры (экранизации книг Льюиса будут продолжаться), то у следующих «Хроник Нарнии» есть все шансы надолго монополизировать титул «лучший фэнтези-фильм».

(Рецензия на фильм — в этом же номере журнала.)

Лучший кинокомикс

Претенденты: Бэтмен: Начало; Город грехов; Константин; Фантастическая четверка; Электра.

Бэтмен: Начало

Если «Город грехов» — идеальная экранизация «графических новелл», то «Бэтмен: Начало» может с полным правом именоваться примером для подражания в «супергероическом» поджанре кинокомиксов.

Это пятая по счету с 1989 года картина о Темном Рыцаре, но, в то же время — не продолжение или предыстория предыдущих серий, а полная их ревизия. «Бэтмен: Начало» более точно следует букве и духу комиксов — мрачноватый, гнетущий фильм, показывающий нам превращение молодого миллионера Брюса Уэйна в одного из самых узнаваемых супергероев на свете.

Новый «Бэтмен» удачен почти во всем. Фильм отлично снят. Он психологичен и в то же время не зануден; в меру страшен, в меру умен. Передовые спецэффекты не выглядят самоцелью, а динамичные сцены сняты настолько стильно, что хочется аплодировать стоя. По сравнению с предыдущими сериями «Бэтмена» новая картина — просто подарок для фанатов. Нет, два первых фильма от Тима Бертона ничем не хуже. Но это была сказочная буффонада, а здесь все очень серьезно.

Отдельно стоит отметить звездный актерский состав — это Кристиан Бейл, Майкл Кейн, Лайам Нисон, Кэти Холмс, Гари Олдман, Рутгер Хауэр, Морган Фримен. С каждым из них можно снять отдельный фильм, а здесь они собрались все вместе...

При собственном бюджете в 135 миллионов долларов картина собрала почти 400. Крис Нолан обещал снять продолжение к 2007 году. Сценарист Дэвид Гоер сообщил, что у него уже готовы наброски аж для трилогии. Во второй части должен зажигать Джокер, а в третьей — Двуликий.

(Рецензия на фильм — в №8 за 2005.)

Лучшее продолжение, приквел или римейк

Претенденты: Бэтмен: Начало; Гарри Поттер и Кубок огня; Звездные войны: Эпизод 3 Месть ситхов; Звонок 2; Кинг Конг; Подземелье драконов: Источник могущества.

Кинг Конг

Как уже говорилось выше, 2005 год — это год продолжений. Выражаясь не по-русски: сиквелов, приквелов и римейков. Напомним, что «сиквел» — это именно продолжение сюжета произведения (например, «Гарри Поттер и Кубок огня»), «приквел» — история того, что было раньше (например, «Бэтмен: Начало»), а «римейк» — фильм, сделанный по мотивам какой-либо известной ленты, причем его создатели стремятся следовать старому сценарию (например, «Кинг Конг» Питера Джексона).

Итак, в 2005 году куда ни глянь — везде маленький шедевр. Судите сами: захватывающий «Гарри Поттер», жутковатый «Бэтмен», эпичные и грустные «Звездные войны», на удивление приличные «Подземелья драконов 2». Кому отдать предпочтение? Выбор очень трудный.

Если оценивать кандидатов с точки зрения успешности продолжения ими предыдущих картин — насколько они оправдали и улучшили старую марку — то, пожалуй, самым достойным претендентом здесь будет «Кинг Конг».

Этот фильм — самый замечательный новогодний подарок всем фанатам Питера Джексона. Настоящий ураган, потрясение и шок. Мало эпитетов? Их все равно не хватит. Зрелище с большой буквы, давняя мечта режиссера, лихо кладущая на обе лопатки все предыдущие фильмы о гигантской горилле, пойманной на острове Черепов и доставленной в Нью-Йорк на потеху толпе.

Это не «возвращение к истокам» (новый Кинг Конг был снят по сюжету 1933 года), а их преодоление. Лучший римейк-2005 от самого высокооплачиваемого режиссера на планете.

(Рецензия на фильм — в этом же номере журнала.)

Лучший необычный фильм

Претенденты: Автостопом по галактике (изящное цитирование литературного источника); Братья Гримм (невиданный доселе жанр); Город грехов (визуальное воплощение); Doom (вид от первого лица); Кинг Конг (стилизация под фильмы 30-х годов); Разборки в стиле кунг-фу (смешение жанров).

Разборки в стиле кунг-фу

В этом году редакция «МФ» вводит новую номинацию — как оказалось, не все хорошие фильмы помещаются на прокрустово ложе имеющихся категорий. Итак, в этой номинации представлены фильмы необычные (техникой съемки, сюжетом — да чем угодно), но при этом остающиеся интересными. То есть оригинальность подхода не должна убивать удовольствие от просмотра — это главное условие. Вы наверняка заметили, что при перечислении претендентов кратко указано, за что та или иная картина попала в список.

В итоге самым неожиданным и приятным киносюрпризом 2005 года мы признаем фильм гонгконгского режиссера Стивена Чоу «Разборки в стиле кунг-фу» («Kung Fu Hustle»). В свое время мы рекомендовали его нашим читателям — и они по достоинству оценили качественную, действительно смешную, уникальную в своем роде пародию на жанр «wu хia» (в примерном переводе с китайского — «рыцари боевых искусств»), помноженную на высмеивание целого вороха голливудских картин — «Матрицы», «Человека-паука», «Неприкасаемых» Де Пальмы, «Сияния» Кубрика...

Действие происходит в Шанхае 1940-х годов. Ради собственной выгоды два друга-неудачника решили притвориться членами преступной банды «Топоры». Однако это невинное, на первый взгляд, жульничество, в конечном итоге становится причиной вражды между «Топорами» и жителями бедняцкого квартала, часть из которых оказалась прославленными мастерами кунг-фу.

Картина изобилует драками в стиле «долой законы гравитации». Интересно, что в самом начале съемок все трюковые сцены выполнялись «вживую», причем реальными мастерами единоборств. Однако потом лента получила приличное финансирование, и в ней появилось несколько десятков особо эффектных эпизодов, нарисованных на компьютере.

(Рецензия на фильм — в №8 за 2005.)

ФИЛЬМ ГОДА

Претенденты: Война миров; Звездные войны: Эпизод 3 Месть ситхов; Гарри Поттер и Кубок огня; Кинг Конг; Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф.

Звездные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов

Даже рядом с суперуспешным «Кинг Конгом», красочными «Хрониками Нарнии» и всенародно любимым Гарри Поттером последние «Звездные войны» все равно остаются самым очевидным кандидатом на звание лучшего фильма 2005 года. Гигантские гориллы приходят и уходят. А «Звездные войны» только одни, причем, если верить Джорджу Лукасу, продолжений больше не будет. Никогда. Анимационные картины или игры — пожалуйста. Но не фильмы.

Возможно, что это не так. Может быть, Лукас — уже давно скорее бизнесмен, чем режиссер, — через 10-15 лет решит заработать еще немного денег на беспроигрышной торговой марке «Звездных войн», и снимет новую трилогию (либо доверит эту почетную миссию кому-нибудь другому, став ее продюсером).

В 2005 году журнал «Форбс» оценил стоимость торговой марки «Звездные войны» (за все ее 28-летнюю историю) в 20 миллиардов долларов. Примерно столько же сейчас стоят брэнды «Мерседес» и «Пепси».

Но предполагать можно что угодно, а реальность такова: «Место ситхов» — это лучшее из того, что было показано в кинотеатрах за последние 12 месяцев. Это не каприз редколлегии, не происки российских дистрибьюторов и даже не запоздалый заказ на рекламу от студии «Lucasfilm Ltd.». Таково мнение наших читателей, голосовавших на сайте «Мира фантастики» за этот фильм в течение всей второй половины 2005 года. Мнение, которое редакция «МФ» безоговорочно разделяет.

(Рецензия на фильм — в №7 за 2005.)

Итоги 2003 года:

Фильм года: властелин колец: возвращение короля

Итоги 2004 года:

Лучшая экранизация: Ночной дозор

Лучший мультфильм: Шрек 2

Лучший мистический фильм: Таинственный лес

Лучший научно-фантастический фильм: Небесный Капитан и Мир Будущего

Лучший фэнтези-фильм: Гарри Поттер и узник Азкабана

Лучший кинокомикс: Человек-паук 2

Лучшее продолжение: Шрек 2

Фильм года: Ночной Дозор

Компьютерные игры 2005

Прошедший год в игровой индустрии был относительно спокойным. К сожалению, так и не вышли ожидаемые к концу года «The Elder Scrolls 4: Oblivion» и «Ведьмак», слегка разочаровали некоторые достаточно ожидаемые проекты — и в то же время приятно удивили совсем другие, на которые никто из нас изначально не делал серьезных ставок. Если смотреть на картину целиком, 2005 год порадовал, по большей части, любителей action-игр и шутеров. На удивление много появилось «игр по мотивам» — правда, качество их не всегда соответствует уровню оригинала. Российский игрострой набрал еще пару оборотов и пополнил мировую коллекцию несколькими очень неплохими проектами. Какие игры стали лучшими по версии «Мира фантастики» — читайте ниже.

Лучшая фэнтези-игра

Претенденты: «Мор. Утопия»; «The Bard’s Tale»; «Daemonica: Зов смерти»; «Dungeon Siege 2»; «Fable: The Lost Chapters»; «Sudeki»

Fable: The Lost Chapters

Прошедший год подарил нам не так уж и много интересных игровых проектов в жанре фэнтези. В первую очередь отметим неуемный и искрометный «The Bard’s Tale», детище самого «папы Фоллаута», Брайана Фарго. И быть бы весельчаку Барду на первой ступеньке нашего пьедестала, если б не одно «но» — с точки зрения графики игра получилась просто убогой, другого слова не подобрать. В наш век современных технологий за наивное высказывание «ролевая игра не обязана быть красивой» можно получить весьма чувствительный нагоняй. А вот «Sudeki», напротив, может похвастать исключительно приятной картинкой, но — увы и ах! — больше про нее сказать нечего.

«Мор. Утопия» получился «игрой на любителя», «Dungeon Siege 2» практически ничем не отличается от своего предшественника, а «Daemonica: Зов смерти» при всех своих достоинствах грешит откровенным примитивизмом, в том числе опять же по части многострадальной графики.

Что же, расстреляв все второстепенные мишени, перейдем к основной — «Fable: The Lost Chapters». Единственное, в чем можно упрекнуть эту игру, — она кончается раньше, чем мы успеваем в нее наиграться. Сев за нее на пару часов, вы с удивлением обнаружите, что прошли уже сутки, вы забыли выгулять собаку, пропустили тренировку и катастрофически опаздываете на свидание. Вот такой должна быть настоящая игра. Высший балл и первое место.

(Рецензия на игру — в №12 за 2005.)

Лучшая научно-фантастическая игра

Претенденты: «Звездные волки»; «Cold Fear»; «F.E.A.R.»; «Metalheart: Восстание репликантов»; «Psi-Ops: Врата разума»; «Quake 4»

F.E.A.R.

Победитель в этой категории настолько очевиден, что мы даже и не будем пытаться ходить вокруг да около. Да, это «F.E.A.R». Захватывающий, мистический и жуткий шутер, с умопомрачительным режимом slo-mo и шокирующе умными противниками. «Quake 4» и «Cold Fear» мрачно курят в сторонке — их фокусы уже давно никого не пугают. «Metalheart: Восстание репликантов» безуспешно пытается привести в порядок свои имплантированные конечности, которые доставляют больше хлопот, чем приносят выгоды, и показушно кутается в драную изометрическую хламиду с надписью «made in Vault 13». Не покупайтесь — это подделка.

Единственная игра, которая в тени орденоносного «F.E.A.R.» смотрится на удивление неплохо — «Звездные волки», дебютный проект молодой российской компании разработчиков. Космическая стратегия с элементами ролевой игры, хорошими продуманными миссиями, интересным миром, неплохой картинкой — у этой игры есть все, что нужно крепкому и удачному проекту. В свое время мы уже присуждали ей «Выбор редакции», и если бы не «У.Ж.А.С»., у нее были бы все шансы победить в данной номинации.

(Рецензия на игру — в №1 за 2006.)

Лучшее продолжение

Претенденты: «Bloodrayne 2»; «Dungeon Siege 2»; «Quake 4»; «Star Wars: Knights of the Old Republic 2 The Sith Lords»

Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords

Самым ожидаемым продолжением в 2005 году, несомненно, был «Quake 4». Но, к глубокой досаде всех почитателей этой серии игр, в четвертой части не воплотилась даже половина тех обещаний, которыми в свое время щедро сыпали разработчики. И мы, поиграв пару вечеров для галочки в «Quake 4», немедленно изменили известному фавориту, как только появился великолепный «F.E.A.R».

Остальные продолжения, по большому счету, находятся в одной весовой категории, и все как один сделаны по принципу «бери больше, кидай дальше». Наиболее интересной и востребованной в широких массах оказалась «Star Wars: Knights of the Old Republic 2 The Sith Lords», поскольку ее выход предвосхищал премьеру Третьего эпизода «Звездных войн». Ей мы и отдадим слегка потрепанный лавровый венок победителя, а сами пока помечтаем о том, как в будущем году будем придирчиво выбирать между пятой частью «Героев», третьей «Готикой» и «TES 4: Oblivion».

(Рецензия на игру — в №5 за 2005.)

Лучшая компьютерная экранизация

Претенденты: «Ночной дозор» (по одноименному кинофильму); «The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay» (по кинофильмам «Pitch Black» и «The Chronicles of Riddick»); «Harry Potter and the Goblet of Fire» (по одноименным книге и фильму); «The Matrix: Path of Neo» (по кинофильмам «Матрица»); «Star Wars: Knights of the Old Republic 2 The Sith Lords», «Star Wars: Republic Commando» (по кинофильмам «Звездные войны»)

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Все номинанты в этой категории страшно имениты и знакомы нам до колик в печенках. Вот мальчик со шрамом-молнией на лбу, собирающий бобы и карточки с картинками; вот немощный джедай-без-меча, мечтающий превратиться в Настоящего Джедая; вот красавец К. Ривз, он же Нео, он же Избранный, изучающий кунг-фу под нашим непосредственным руководством; а вот и темные московские подворотни и Тигренок, разрывающий на части всевозможную нечисть.

Почему мы собрали все эти игры в одну стопку? Да потому, что каждая из них была выпущена в надежде получить с чуть запылившейся лицензии еще немного зеленых портретов американских президентов. У кого-то это получилось чуть лучше, у кого-то чуть хуже — но скажите, положив руку на сердце: какая из этих игр достойна стоять на том же уровне, что и фильм? Ответ, к сожалению, будет очевиден.

Впрочем, не все так плохо в игроиндустрии. Пусть редко, но встречаются игры, по качеству не только равные своим «предкам», но и намного превосходящие их. Именно к этой категории относится «The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay», по увлекательности игрового процесса оставляющая далеко позади кинематографические «шедевры», послужившие ей основой. Рассказ о том, как матерый рецидивист смог сбежать из самой неприступной тюрьмы в истории человечества, не только прекрасно подан, но и хорошо оформлен, и держит нас в напряжении на протяжении всей игры. Виват и троекратное ура шведским разработчикам и лично Вину Дизелю! И пальмовая ветвь от редакции «Мира фантастики». Так держать!

(Рецензия на игру — в №3 за 2005.)

Игра года

Претенденты: «Мор. Утопия»; «Ночной дозор»; «The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay»; «Fable: The Lost Chapters»; F.E.A.R.; «Star Wars: Knights of the Old Republic 2 The Sith Lords»

Fable: The Lost Chapters

И вновь перед нами нелегкий выбор. Что предпочесть — громкое имя создателя или известную вселенную? Свежие идеи или выверенный до последнего грамма игровой процесс? Любовь широких народных масс или признание искушенных игровых гуру?

Впрочем, компромисс нашелся достаточно быстро. Яркий, запоминающийся и необычный шедевр Питера Мулинье, «Fable: The Lost Chapters» — единственный из всех претендентов — получил положительную оценку от каждого редактора «Мира фантастики». Красивая ролевая игра (а прошедший год стал сущим разочарованием для любителей RPG), в которой нам предлагается прожить целую виртуальную жизнь. Она покоряет с первого взгляда, завораживает и не отпускает. Она дарит сказку, ту самую сказку, по которой мы тоскуем в реальности. И пусть эта сказка быстро кончается — зато она запоминается надолго и оставляет в душе самые светлые и теплые чувства. Впрочем, даже если вы по натуре законченный злодей — и для вас она станет настоящим подарком.

Итоги 2003 года:

ИГРА года: Star Wars: Knights of the Old Republic

Итоги 2004 года:

Лучшая фэнтези-игра: Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Лучшая научно-фантастическая игра: Космические рейнджеры 2

Лучшее продолжение: Doom 3

Лучшая компьютерная экранизация: Warhammer 40000: Dawn of War

ИГРА года: Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Герои и события 2005

Помимо лучших книг, фильмов и игр, «МФ» еще в прошлом году ввел ряд номинаций, которые прямо или косвенно относятся ко всем пластам фантастики, всем ее проявлениям, про которые пишет журнал.

Лучший художник

Претенденты: Владимир Бондарь, обложки книг Ника Перумова и Сергея Лукьяненко; Леонид Енин, иллюстрации для коллекционной карточной игры «Небожители»; Илья Комаров, иллюстрации для коллекционной карточной игры «Берсерк»; Денис Хайрулин, оформление настольной игры «Диктатор. Контроль»

Владимир Бондарь

Владимир Бондарь собрал, вероятно, все возможные призы с надписями «лучшему художнику» и «за лучшую иллюстрацию», которые вручаются на конвентах в нашей стране и ближнем зарубежье. Теперь в его коллекции наград будет и почетный титул «Художник года», который достается Владимиру от «Мира фантастики».

Постоянные читатели «МФ» помнят, что в 2005 году работы Бондаря неоднократно появлялись на страницах журнала. Владимир — автор обложки февральского номера за 2005, а также постеров в июле («Рождение мага») и ноябре («Черновик»).

От многих других художников, создающих обложки к фантастическим произведениям, Владимир отличается бережным отношением к тексту книги. Не секрет, что далеко не всегда иллюстратор рисует обложку, ознакомившись с текстом романа. Порой художник обходится прочтением одной рекомендованной сцены или ориентируется на специально составленное описание, присланное издателем: «Нарисуй нам то-то и то-то», например, «мужественного космодесантника в кабине флайера».

Владимир Бондарь всегда читает книгу, прежде чем браться за электронную кисть. И практически никогда не делает иллюстраций к произведениям, которые ему не нравятся. Поэтому художник видит фантастический мир почти так же, как и создатель этого мира. Недаром Ник Перумов и Сергей Лукьяненко считают Владимира своим лучшим иллюстратором. «Мир фантастики» присоединяется к мнению известных писателей.

(Интервью Владимира Бондаря — в №7 за 2005.)

Самый веселый проект

Разборки в стиле кунг-фу

Фантастика, приключения и юмор неразрывно связаны друг с другом еще со времен Жюля Верна. Сейчас же внутри фантастических жанров юмористические произведения выделились в отдельное направление. По крайней мере, в литературе и кино.

Но из всей груды книг, которые приписывают к жанру «юмористической фантастики», коллективу «МФ» запомнилась разве что «Невинная девушка с мешком золота» Михаила Успенского. Но на то, чтобы стать «самым смешным» в 2005 году, это творение все же не тянет.

Была и одна игра, в которой сатира и юмор стали основой сюжета — «The Bard’s Tale». Отличные шутки и стеб над штампами фэнтезийного жанра. Но, к сожалению, помимо юмора, все остальное в этой игре было сделано посредственно и даже откровенно плохо.

Но был один счастливый день в 2005 году, когда сотрудники редакции едва не лопнули от смеха! Представляете, что случилось бы с журналом, если бы он мигом лишился своих лучших работников? А винить в этом пришлось бы Стивена Чоу, создателя «Разборок в стиле кунг-фу». На премьеру этой ленты пошли редакторы журнала в тот памятный день. Если вы еще не видели «Разборок», то скорее бегите в ближайший видеопрокат. И постарайтесь не умереть от смеха при просмотре, «Миру фантастики» ценен каждый читатель!

На этом месте должна была быть номинация «Самый страшный проект». По крайней мере, тут она размещалась в прошлом году. Но в году 2005-ом редакция «МФ» не была испугана до смерти ни разу: все рецензенты живы и здоровы. Яркой хоррор-литературы мы не помним. Ни один из «ужастиков» не идет ни в какое сравнение с жутким «Рассветом мертвецов», вышедшим в прошлом году. Ни одна игра по способности останавливать сердце и пускать мороз по коже — не конкурент третьему «Doom»’у. Обращаемся к писателям, разработчикам и сценаристам. Уважаемые! Вы уж постарайтесь в наступившем году пугать нас чаще, эффективней и оригинальней!

Самый стильный проект

Город грехов

Черно-белый фильм стилен сам по себе: своей «черно-белостью». В этом году мы узнали интересный факт о черно-белом кино. Оказывается, если в черно-белое добавить мазок яркого цвета, красного, синего или желтого, то это не только не разрушит общего стиля ленты, а совсем наоборот. «Город грехов» снят в удивительной гамме красок: черный, белый — и другие цвета по вкусу, но не более одного в каждом отдельно взятом кадре.

Черно-белый комикс знаменитого Фрэнка Миллера только выиграл от переноса на экран. Ожившие персонажи и декорации, ожившие страницы графической новеллы в жанре «нуар» — это элементы идеальной экранизации, что «Мир фантастики» уже отметил специальной наградой. Здесь же «Город грехов» получает второй приз: за самый стильный фантастический мир. За мистический черно-белый город, где люди бреются опасными бритвами, а на шее девушки легкого поведения висит автомат.

Оружие года

Претенденты: BFG (фильм «Doom»); уникальная волшебная сковородка (игра «Fable: The Lost Chapters»); «Шкатулка Айши» (роман Кирилла Бенедиктова «Путь шута»)

«Шкатулка Айши»

Вы полагали, что редакция «МФ», не раздумывая, отдаст медаль «Лучшему конструктору» аниматорам, которые изобразили в кино культовую игрушку — BFG (расшифровывается «big freaking gun», согласно версии одного из разработчиков игры «Doom»). А вот и нет! Может, нарисовали они нашу любимую BFG неплохо, да вот за бездарное применение бесценной пушки мы режиссера не простим. Это ж надо, вложить священное для геймеров оружие в руки полных дебилов! И, поскольку «боевые сковородки» мы встречали в играх и ранее, то, как и в прошлом году, победил «конструктор от литературы»: место Ника Перумова занял Кирилл Бенедиктов. Итак...

Согласно мусульманской легенде, святая женщина Айша нашла в пустыне шкатулку, в которой скрывались могущественные джинны. Они готовы были растерзать любого, кто бы ни встретился им на пути, но преклонились перед святостью Айши и стали верно служить ей. В 2014 году в секретных лабораториях исламского мира было создано новое супероружие, названное в честь этой легенды. «Шкатулка Айши» была использована кашмирскими террористами, захватившими индийскую атомную электростанцию. Никаких разрушений — небольшой чемоданчик с прикрепленным к нему баллоном исчезает в яркой вспышке, и одновременно в воздух выбрасывается порция предельно концентрированного яда. Вдохнувшие его люди начинают надрывно кашлять, затем их кожа обугливается изнутри и растрескивается. А кому нужен мир без людей?

Разумеется, Кирилл Бенедиктов не придумал ничего нового: «Шкатулка Айши» — смертоносная смесь биологического и химического оружия. Однако заслуживает внимания применение этой дьявольской машинки. Борцы с миром «золотого миллиарда» собираются с помощью «Шкатулки Айши» пошатнуть власть международных корпораций над миром. И, надо сказать, это им в какой-то степени удается. Впрочем, кульминация самой масштабной истории русского либерпанка еще впереди — или позади — в предыдущем романе Бенедиктова, «Война за «Асгард».

(Рецензия на «Путь шута» — в этом же номере журнала.)

Транспортное средство года

Претенденты: бэтмобиль (фильм «Бэтмен: Начало»); космический корабль «Серенити» (фильм «Миссия «Серенити»»); рыцарский мотоцикл (книга Тома Холта «Граальщики»); Шагающий замок (одноименное аниме Хаяо Миядзаки)

Бэтмобиль

Если бы мы ввели эту номинацию в прошлом году, то выиграл бы, без сомнений, желтый фургончик с надписью «Горсвет». Но другие времена — другие герои.

Поклонники супергероических комиксов давно привыкли к стильному транспорту, на котором ездит, плавает, летает, ползает и прыгает Человек-Летучая-Мышь. После техничных и симпатичных драндулетов с колесами, крыльями и плавниками, которые мы созерцали в предыдущих фильмах про Темного Рыцаря, было твердо известно: все, что пилотирует Бэтмен, похоже на него самого. То есть на крылатую мышку.

Неудивительно, что вид техномонстра, который изготовили специально для съемок ленты «Бэтмен: Начало», произвел сенсацию. И даже не техническими характеристиками: столько-то лошадиных сил, км/ч и ведущих колес. А исключительно внешним видом.

Теперь главный герой комиксов разъезжает на чуде, которое больше всего напоминает инкассаторскую машину, покрашенную в радикальный черный цвет. Единственный вопрос: права какой категории нужны, чтобы легально водить это транспортное средство?

Монстр года

Претенденты: воганы (фильм «Автостопом по галактике»); Кинг Конг (одноименный фильм); лич (фильм «Подземелье драконов: Источник могущества»); сжегшие душу (книга Алексея Пехова «Искатели ветра»); строгги (игра «Quake 4»)

Кинг Конг

И еще одна новая и необходимая номинация. Разве может фантастика, фэнтези обойтись без чудовищ? Конечно, нет: не случайно наша рубрика «Бестиарий» пользуется такой популярностью.

Сложностей с выбором победителя у нас не возникло. Слишком он высокий и широкий: заслонил своей огромной тушей всех остальных претендентов. А еще он сильный, симпатичный, добрый, смелый, доверчивый и сообразительный. Свойственны ему и главные качества настоящего монстра — страшный и беспощадный. Мог бы стать «Героем года», мог — «Злодеем года». Но достается ему новоучрежденный приз и прилагающийся титул. Кинг Конг, оживленный Питером Джексоном, однозначный «Монстр года». С чем мы его поздравляем: можешь взять банан с полочки! Нет, Питер, мы не к тебе обращались!..

Злодей года

Претенденты: Белая Колдунья (фильм «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф»); Волан-де-Морт (книга «Гарри Поттер и Принц-полукровка», фильм «Гарри Поттер и Кубок огня»); Дарт Вейдер (фильм «Звездные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов» и одноименная игра, книга «Месть ситхов»); Крейя (игра «Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords»); Явгмот (книга Дж. Роберта Кинга «Тран: Создатель чудовищ»)

Дарт Вейдер

«А почему не Дарт Сидиус, то бишь Император?» — спросит искушенный в «Звездных войнах» читатель журнала. Потому что редакции «МФ» не понравились отдельные качества «Владыки». Главным образом, его трусость. Настоящий фантастический негодяй может быть коварным и беспринципным, может предавать соратников и мучить невиновных. Но трусость он себе позволить не может!

К тому же, это последний шанс «Мира фантастики» наделить Энакина Скай... простите, лорда Вейдера званием «Злодея года», ведь старина Лукас грозит, что Седьмого (или Нулевого) эпизода не будет никогда. Известно, что Вейдер считается одним из самых главных злодеев за всю историю фантастики, и пройти мимо этого персонажа редакция... Да ладно, зачем себя обманывать! Вейдер, мы тебя обожаем!! Мы даже поместили тебя на обложку майского номера в прошлом году! Маска и черный плащ идут тебе больше, чем падаванская косичка и хламида джедая. Ты лучший! У тебя нет конкурентов на звание не только «Злодея года», но, не побоимся громких слов, «Злодея века»! Правда, прошлого века, но кого это волнует?

И наблюдение, не относящееся к гимну во славу Ситха. В номинантах появились такие яркие личности, как старушка Крейя и симпатичная Белая Колдунья. Если тенденция сохранится, то в будущем году потребуется новая номинация — «Злодейка года».

Герой года

Претенденты: Гарри Поттер (книга «Гарри Поттер и Принц-полукровка», фильм «Гарри Поттер и Кубок огня»); Дризт до’Урден (книги «Морей мечей» и «Тысяча орков»); таможенник Кирилл (книга Сергея Лукьяненко «Черновик»); Оби-ван Кеноби (фильм «Звездные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов» и одноименная игра, книга «Месть ситхов»); мастер Йода (те же фильм, игра и книга)

Гарри Поттер

Как ни странно, в этом году был недостаток не Героинь (как в прошлом), а Героев. Не героев — их предостаточно, по несколько штук в каждом произведении. А Героев — то есть ярких, запоминающихся личностей.

В итоге, несмотря на наличие самого Йоды в списке номинантов, мы решили выразить искреннее уважение Мальчику-со-Шрамом, который сделал для пропаганды фэнтези в последние годы почти столько же, сколько Голлум и Фродо. Благо, и повод достойный: яркий фильм, яркая книга. Впрочем, как обычно — фильм и книга случаются почти каждый год.

В общем, Гарри, ты нам дорог. Конечно, не так, как Вейдер, а... Несколько иначе. Желаем тебе прилежно учиться, дружить с родственниками и не видеть плохих сновидений. Хотя, постой! Что мы в таком случае будем читать и смотреть?

Героиня года

Претенденты: Гермиона Грэйнджер (книга «Гарри Поттер и Принц-полукровка», фильм «Гарри Поттер и Кубок огня»); Загадочная девочка (игра «F.E.A.R.»); Падме Амидала (фильм «Звездные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов» и одноименная игра, книга «Месть ситхов»); Ривер (фильм «Миссия «Серенити»); Четверг Нонетот (книга Джаспера Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия»); Эон Флакс (одноименный фильм)

Падме Амидала

В жестокой схватке на арене сошлись аж шесть представительниц прекрасного пола. «Схватка» — это, конечно, всего лишь образ. На самом деле, все решает — хе-хе! — конкурс купальников.

Хорошие шансы на победу были у Загадочной девочки, но она так достала нас неожиданными появлениями, пока мы проходили «F.E.A.R.», что даже включать ее в этот список не хотелось. Еще есть Гермиона, но она когда-нибудь станет «Героиней года» просто по совокупности номинаций (эта у нее — вторая).

В итоге розовые букеты, головные уборы и световые мечи падают к ногам миссис Скайуокер. Жаль, что мы больше никогда не увидим тебя в обтягивающем костюме с бластером наперевес...

Наши горькие слезы высохнут. Падме, от лица всех читателей и зрителей благодарим тебя за Люка! Ну, и отдельное спасибо — за Лею.

СОБЫТИЕ ГОДА

Претенденты:

  • Выход русского издания «Magic: The Gathering»
  • Дебют первой игровой приставки третьего поколения: Xbox 360
  • Запуск книжных циклов «Warhammer» и «Warcraft» в России
  • Массовая разработка игр по книгам отечественных фантастов
  • Окончание эпопеи «Звездных войн»

Окончание эпопеи «Звездных войн»

1977, 1980, 1983, 1999, 2002 и, наконец, 2005 год. Джордж Лукас начинал делать «Звездные войны» в возрасте 33 лет, а закончил в 61. Эта сага стала золотым эталоном всей «космической» фантастики — причем не только в кино, но также в книгах и даже в компьютерных играх.

Всего 10 лет назад вряд ли кто ожидал когда-нибудь увидеть начало невероятной и красочной истории, покорившей весь мир. Однако жизнь полна неожиданностей — и вот перед нами уже идут титры пятого эпизода «Звездных войн».

Фактически, Лукас совершил невозможное. Он смог ненадолго вернуть в детство всех фанатов старой трилогии. Падение республики, пришествие к власти Императора, гибель Ордена джедаев, перевоплощение Энакина, бегство Йоды... Постепенно на экране появляются старые костюмы и прически. Стерильная белизна кореллианского корвета, придушенное дыхание Дарта Вейдера, постройка Звезды Смерти — ну разве это не фантастика в прямом смысле слова?

Альтернатив последним «Звездным войнам» нет, ведь эта картина представляет собой завершение лучшего фантастического киносериала за всю историю кинематографа.

Итоги 2004 года:

Лучший художник: Роман Папсуев

Самый веселый проект: Шрек 2

Самый страшный проект: Doom 3

Самый стильный проект: Небесный Капитан и Мир Будущего

Оружие года: биоморфы (Ник Перумов «Череп в небесах»)

Злодей года: Малькольм Бетругер («Doom 3»)

Герой года: Антон Городецкий («Дозоры» Сергея Лукьяненко)

Героиня года: Анна Валериус («Ван Хельсинг»)

Событие года: триумф «Ночного Дозора»

* * *

Вот редакция и разобралась с лучшими из лучших.

Закономерный вопрос: «Почему нет номинаций для худших из худших»? Что нам стоило назначить псевдопризы за «худшую книгу», «худший фильм», «худшую игру»? Почему не наградили «Провал года» и «Разочарование года»?

Потому что хорошей фантастики, как это ни обидно, меньше, чем плохой: однообразной, скучной, бесталанной. «Мир фантастики» писал, пишет и будет писать только о достойных проявлениях фэнтези и фантастики. Если даже мы обругаем дрянную игру или отшлепаем писателя-графомана, мы уже обратим на них внимание читателей. А редакция этого не желает: пусть бездарность прозябает в безвестности.

Итак, победители объявлены. Мы их с радостью поздравляем! Призы можно забрать, где и обычно.

Если вы считаете, что «Мир фантастики» незаслуженно обошел кого-то из кандидатов, что кто-то награжден зря, что в 2005 году всё, на самом деле, было совсем не так — пишите в редакцию по электронной почте pochta@mirf.ru или по обычной почте 111524, Москва, Перовская ул., д.1, «Мир фантастики». Будем рады узнать ваше мнение, а если возникнет дискуссия — то она найдет свое место на «Почтовой станции».

Спасибо, что досидели до конца церемонии! Аплодисменты победителям!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться