Google+
10 шестеренок стимпанка КАЙДЗЮ BADASS Мир Хранителей
Версия для печатиГаджеты: Что такое MP3
Кратко о статье: Привычный сегодня каждому любителю музыки (и по совместительству — пользователю компьютера) стандарт MP3 не был сотворен вместе с этим миром. Его появлению предшествовали виниловые пластинки, магнитные ленты, разнообразные форматы музыкальных дисков... О том, как зародился MP3 и что он из себя представляет, мы и расскажем вам.

В ногу с музыкой

История создания маленького плеера

Совсем недавно в природе не существовало привычных для нас цифровых носителей информации, а музыкальные композиции помещались на тоненькой магнитной ленте, которая, в свою очередь, помещалась в магнитофон. Почерпнуть информацию об оптических носителях, компакт-дисках или же, того страшнее, о флэш-накопителях можно было разве что из научно-фантастических произведений и кинофильмов. Однако время идет, и на смену старым решениям приходят новые, куда более интересные и технологичные. Конечно, аудио- и видеопродукция на магнитных носителях до сих пор востребована и успешно продается, но былого не вернуть, а современные обыватели все чаще и чаще засматриваются на цифровые носители информации. Да что и говорить, музыку в цифровом формате и хранить надежнее, и слушать удобнее!

От магнита к оптике

Первый оптический компакт-диск появился на свет с легкой руки звукозаписывающих компаний. Именно здесь требовались высокое качество записи и воспроизведения звука, максимальная надежность и удобство эксплуатации носителя. Всего этого не могла предложить даже самая качественная магнитная пленка в мире. Исключением оставались лишь виниловые пластинки, которые, как назло, нельзя было слушать в пути или на ходу. Как ни крути, а портативные кассетные плееры были в ходу уже с 1963 года!

Стандартный компакт-диск диаметром 120 мм известен всем и каждому.

Более редкий вариант диска диаметром 80 мм и намного меньшим временем записи.

Классические CD-плееры до сих пор пользуются большой популярностью - несмотря ни на что!

В 1970 году в Нидерландах был создан первый прототип оптического компакт-диска, а годом позже американские ученые из корпорации «Intel» сумели изготовить первый компьютерный чип. Десять лет понадобилось для того, чтобы совместить два судьбоносных изобретения. Так, в 1980 году был принят стандарт записи музыкальных дисков CD-Audio, а пару-тройку лет спустя в розничной продаже появились первые CD-проигрыватели. А еще через год энтузиастам Hi-Fi стал доступен уникальный портативный CD-плеер. Затем появились первые устройства чтения компакт-дисков, интегрированные в автомобильные магнитолы, и унифицированный стандарт записи CD-R. Много воды утекло с тех славных пор, и до сих пор на прилавках магазинов мы видим широкий ассортимент дисковых плееров. А ведь совсем недавно эти устройства стоили баснословных денег, да и сам компакт-диск не отличался особой дешевизной. Кроме того, рядовые CD-плееры приостанавливали воспроизведение диска даже при слабой тряске, что создавало множество неудобств. Впоследствии эта проблема была частично решена посредством функции «антишок» — специальная оперативная память, которая заполняется данными наперед, чтобы предоставить их, если лазерная головка не сможет считать их с диска.

Стандарт Hi-MD от Sony крайне закрыт и поэтому не очень популярен.

Любопытно, что на рассвете эры оптических носителей сотни тысяч нелегальных дисков по смехотворной цене подогревали интерес массового потребителя к CD-устройствам и портативным дисковым плеерам. Однако вскоре обнаружились и недостатки стандарта CD-Audio. В своем большинстве покупатели были недовольны малым количеством записанных композиций (как правило, не более 15) и слишком большими размерами проигрывателей. Годами позже в свет вышли маленькие компакты диаметром 80 мм (против 120 мм у обычных), на которые помещались музыкальные композиции общей длительностью порядка 23 минут. Специально под эти диски были разработаны миниатюрные портативные плееры.

Были и альтернативные направления развития портативного аудио. По одному из них пошла японская «Sony». Ее технология записи звука на мини-дисках стандарта MD, которые втрое меньше стандартных компакт-дисков, подтолкнула производителей к созданию все более и более компактного и практичного носителя. Разработка дисков MD и формата звукозаписи ATRAC началась в далеком 1986 году. Первые мини-диски не позволяли разместить на своей поверхности достаточно музыки, из-за чего им было сложно конкурировать с уже существовавшим на тот момент CD. Путем множества проб и ошибок «Sony» удалось разместить на одном носителе 74 минуты звука с качеством уровня CD-Audio благодаря использованию новых версий ATRAC. Причем размеры MD-диска были значительно меньше даже 80-миллиметрового компакта, а неоспоримым преимуществом стала возможность многократной перезаписи в домашних условиях. Со временем пытливые умы инженеров компании сумели разместить на MD до 320 минут музыки! Совсем недавно появился и новый стандарт Hi-MD, который подразумевает размещение на одном мини-диске до 45 часов музыки или же 1 Гбайтов данных. Ввиду низкой стоимости таких накопителей покупка MD-плеера выглядит довольно перспективно. Однако не стоит забывать о высокой цене самих устройств, высокой степени защиты от копирования музыки и, как следствие, существенных ограничений в используемых форматах сжатия.

Эра MP3

Современные CD-MP3-проигрыватели понимают и CD-R/RW носители.

Еще в 1987 году германский институт Фраунхофера получил заказ на разработку эффективного метода цифрового сжатия звукового сигнала. Немецкие физики разработали алгоритм, удаляющий все избыточные данные, к которым невосприимчиво человеческое ухо. Это позволило значительно сократить занимаемый размер музыкальных композиций в цифровом формате. В 1992 году технология была запатентована организацией «Moving Picture Experts Group» в качестве стандарта сжатия аудио с минимальными потерями в качестве MP3. Но лишь на заре нового тысячелетия мир оказался на пороге очередного культурно-технологического прорыва, узнав о столь величайшем творении человеческого гения. Тут же в свет были выпущены компьютерные приложения для обработки звуковых данных, а звукозаписывающие компании поспешили наладить выпуск первых дисков с музыкой в формате MP3. Именно этот момент принято считать началом новой эпохи цифровой музыки.

В последующие четыре года продажи музыкальных компакт-дисков упали на 25%! Интенсивное развитие глобальной сети Интернет повлекло рост популярности МР3-композиций. Высокая степень сжатия файлов и простота работы с ними сыграли решающую роль — отныне любое произведение можно загрузить из интернета всего лишь за пару-тройку минут.

Неимоверная популярность MP3 привела к спешному выпуску первых дисковых плееров с поддержкой нового формата. На сегодняшний день подобные проигрыватели научились понимать CD-R и CD-RW носители, с легкостью справляются с любым количеством композиций и вложенных папок, а некоторые способны даже проигрывать компакт-диски с фильмами.

При выборе дискового плеера следует обращать внимание на возможность чтения CD-R и CD-RW, работы с русскоязычными именами файлов и ID3-тэгами, емкость аккумулятора, если таковой есть, и, пожалуй, доступность на сайте производителя новых прошивок с исправлениями ошибок и новыми функциями.

Вспомнить все

Память всегда делилась на две большие категории — энергозависимую (хранит данные до тех пор, пока на нее подается напряжение) и энергонезависимую (подача тока нужна для записи и считывания, но не хранения). Первая традиционно отличалась высоким быстродействием, но не подходила для мобильных устройств; вторая же была либо чересчур медленной, либо слишком дорогой. Изобретение флэш-памяти позволило объединить преимущества обоих видов памяти, избавившись при этом от присущих каждому недостатков. Именно технология энергонезависимой памяти позволила прогрессу пойти дальше.

Флэш-плееры от "iriver" получили широкое распространение и большую известность за счет высокого качества.

Дисковые плееры перестали удовлетворять потребности требовательных покупателей. Одних не устраивали размеры плеера, другие сетовали на отсутствие FM-приемника (лишь некоторые модели могли этим похвастаться) и малое время автономной работы, третьи же попросту хотели разместить большее количество композиций хорошего качества. Именно поэтому появление миниатюрных проигрывателей с флэш-накопителями стало настоящим благом. Отныне не было необходимости перезаписывать CD-RW из-за пары-тройки новых песен, подзаряжать плеер каждые 4 часа, да и размерами он соперничал разве что со спичечным коробком!

На сегодняшний день в розничной продаже появилось великое множество флэш-плееров от различных производителей. Причем объем встроенной памяти варьируется от 128 Мбайт и до 6 Гбайт, а минимальная стоимость подобных устройств составляет чуть более 2000 рублей. Российскому покупателю знакомы несколько известных брэндов мультимедийных флэш-проигрывателей. Как правило, это продукция компаний «iriver», «Creative» и, конечно же, «Apple». Последняя, к слову, является общепризнанным лидером продаж мультимедийных проигрывателей «iPod». Каких модификаций здесь только нет — и для воспроизведения видео, и для просмотра фотографий, и неимоверно миниатюрные модели, и с объемом памяти 60 Гбайт, использующих жесткий диск.

Интересным решением являются и портативные MP3-проигрыватели с поддержкой карточек расширения. В своем большинстве они оснащаются небольшим количеством встроенной памяти и работают с модулями стандарта SD. Надо полагать, что решение снабдить плеер съемным флэш-накопителем достаточно логично — пользователь в любой момент может сменить накопитель или же купить другой, более емкий и быстрый.

Куда более интересным вариантом являются «гаджеты» со встроенным винчестером. Такое мультимедийные устройство предоставляет в распоряжение пользователя от 4 до 60 Гбайт дискового пространства, но требует более частой подзарядки и обладает внушительным весом, к тому же и цена существенно выше. С другой стороны, подобные гиганты способны предложить своему владельцу как завораживающее своим качеством воспроизведение музыкальных композиций, так и возможность просмотра полнометражных кинофильмов на встроенном дисплее. Не нужно иметь семи пядей во лбу, дабы предугадать их стоимость, которая варьируется в пределах 5-13 тысяч рублей.

В начале сентября "Apple" ошеломила всех выпуском крохотных 2- и 4-гигабайтных моделей iPod Nano.

iPod Video является флагманской моделью в линейке проигрывателей с дисковыми накопителями.

То ли еще будет...

Помимо профильных мультимедийных проигрывателей, слушать музыкальные композиции можно и на сотовом телефоне. Благо практически все модели среднего уровня поддерживают воспроизведение MP3. Это может стать отличным решением для покупателей — потребуется лишь купить карточку памяти да хорошие стереонаушники. Как вариант, для воспроизведения музыки подойдет даже самый захудалый КПК. В этом случае качество звука и удобство пользования находятся в оптимальном соотношении, правда, и здесь владельцам наладонников предстоит обзавестись модулем памяти и наушниками. Более того, можно пойти дальше, совместить достоинства сотового телефона с функциональностью карманного компьютера и присмотреться к смартфонам с коммуникаторами. Данные устройства обеспечат приемлемое качество воспроизведения, высокую эргономичность и возможность оставаться на связи. Да и то ли еще будет, ведь на данный момент проигрывать MP3-файлы научились фотоаппараты и наручные часы. Можно ли предугадать, что нас будет ожидать через год-другой? Похоже, что нет, но тенденция одна — компактные многофункциональные устройства станут окружать нас повсюду.

Для воспроизведения музыки в дороге подойдет даже самый недорогой КПК.

Новые телефоны от Nokia и SonyEricsson заточены на воспроизведение MP3.

ATRAC — прародитель MP3

Производители аудиотехники давно поняли, что записывать на носитель всю аудиоинформацию слишком дорого. Именно тогда появился термин «психоакустическая модель». Суть ее достаточно проста: человеческое ухо не способно слышать все звуки одновременно, и потому часть из них вырезается. Например, после громкого звука ухо снижает свою чувствительность, а значит, кратковременно можно снизить качество звучания, высвободив при этом ценные байты. Есть много других алгоритмов удаления «мусора» из звука. Именно использование психоакустической модели в стандарте ATRAC позволило «Sony» разместить на диске объемом меньше 200 Мбайт 74 минуты музыки. По похожему алгоритму работает и МР3. Разница только в том, что качество психоакустической модели у MP3-стандарта поначалу было хуже, чем у ATRAC. Плюс МР3 — стандарт открытый и не использует алгоритмов защиты авторских прав, в отличие от разработки «Sony».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться