Google+
ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА РУССКИЙ ХОРРОР КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК Автомобили недалекого будущего
Версия для печатиИнтервью: Джейсон Энгл, художник
Кратко о статье: Наш сегодняшний собеседник молод, но ему как художнику уже удалось многого достичь. Он рисует иллюстрации для популярных коллекционных карточных игр и обложки к книгам Джорджа Мартина. На «Песни льда и пламени» и сосредоточилась наша беседа — но не только на ней.

«Любовь к фантастике живет во мне»

Беседа с Джейсоном Энглом

На Западе художник, работающий над иллюстрациями для популярных настольных игр, может всего за несколько лет сделать головокружительную карьеру. Именно так произошло с нашим сегодняшним гостем, среди клиентов которого, несмотря на его молодость, многие известнейшие игровые компании.

Досье: Джейсон Энгл

Джейсон Энгл родился в 1979 году в Калифорнии, до восемнадцати лет жил с родителями на ферме в Аризоне. С самого детства мечтал стать художником. Никогда специально не учился рисованию, тем не менее смог найти работу в любимой области и переехал во Флориду. Здесь Джейсон начал работать иллюстратором в различных фэнтезийных проектах. Его рисунки можно увидеть на карточных играх «Warlord», «Legend of the Five Rings», и «A Game of Thrones» и других. Кроме того, он проиллюстрировал множество журналов, ролевых книг и романов.

Официальный сайт художника, где вы можете посмотреть самые известные его работы — jaestudio.com.

«Огромное поле для экспериментов»

Здравствуйте, Джейсон. Пожалуйста, расскажите нашим читателям немного о себе и о своей карьере.

Мне сейчас двадцать пять, и последние семь лет я профессионально рисую. Начинал с работы графического дизайнера, но вскоре мы с несколькими коллегами покинули фирму и начали свое дело. Именно тогда я начал рисовать для разных фэнтезийных проектов, когда было свободное время. Постепенно стал все больше времени уделять этой работе, тем более что перечень клиентов постоянно рос. А вскоре бросил заниматься дизайном и посвятил себя работе в области фантастики и фэнтези.

«Тысяча золотых за принцессу? Надо подумать...»

Властелин душ.

А когда впервые столкнулись с этими жанрами?

Если честно, то я всегда их обожал. Когда еще не умел читать сам, отец читал мне «Властелина Колец» перед сном — вместо сказок. Вот с тех самых пор любовь к фантастике и живет во мне. А создавать картины выдуманных миров, придавать форму воображаемым предметам — это всегда будет для меня невероятно занимательно и интересно.

Тогда, как у любителя жанра, не могу не поинтересоваться, какие вам нравятся писатели?

Толкин, с которого все начиналось, конечно же. Но я вырос, и мне встретилось много других достойных авторов. Сейчас больше всего люблю произведения Джорджа Мартина. Кроме того, отмечу Джулию Джонс, Тэда Уильямса, Роберта Джордана, Терри Брукса, время от времени зачитываюсь Стивеном Кингом (хотя многие не относят его к фэнтези, пишет он в любом случае здорово). Пожалуй, стоит вспомнить еще авторов «Саги о копье» — первого крупного фэнтезийного цикла, который я прочел. До сих пор с ностальгией поглядываю на книжную полку, где стоят романы Уэйс и Хикмена.

Будь у вас возможность проиллюстрировать любую книгу, какую выбрали бы?

Наверное, какой-нибудь иллюстрированный путеводитель по фэнтезийному миру. Я бы мог нарисовать сотни иллюстраций, связанных одной центральной темой. Это — огромное поле для экспериментов и творческого поиска. Полагаю, от такой работы я получил бы море удовольствия.

Если не ошибаюсь, у вас как раз недавно вышел альбом — сборник иллюстраций. Не могли бы вы рассказать о нем подробней?

Эта книга — своего рода краткая биография всей моей карьеры художника. Сюда вошли почти все мои самые значимые работы (к сожалению, на использование некоторых картинок я не получил разрешение у компаний-правообладателей). Кроме того, здесь можно увидеть много набросков и эскизов — фактически, познакомиться с тем, как я работаю. В книге описано, как я готовлюсь к работе, с чего начинаю, немного рассказано о моей технике, об особенностях стиля, ну, и о важных поворотах моей карьеры.

«Краткая биография всей моей карьеры».

Подобный авторский сборник признание мастерства и заслуг художника. Джейсон Энгл, безусловно, это признание заслужил. Но что помогло ему добиться таких внушительных результатов в столь короткий срок?

«Здорово быть свободным художником»

Не могли бы вы описать обычный рабочий день? Наверняка ваш пример будет полезен всем начинающим художникам, читающим на журнал.

Конечно, все начинается утром. Может, это прозвучит странно, но я обнаружил, что до полудня успеваю сделать больше, чем за весь остальной день. Правда, первое, что я делаю утром — совершаю пробежку вокруг озера и захожу в кафе выпить чашку кофе.

В городе теней.

Затем возвращаюсь в офис, и начинается очередной рабочий день. Для начала занимаюсь всякими административными делами, например, отвечаю на письма, потому что если я отложу их, то потом обязательно найдутся причины, чтобы не заниматься ими вовсе. Разобравшись с перепиской, весь оставшийся день просто рисую. Заканчиваю часам к восьми-девяти, а вечером либо иду ужинать с друзьями, либо смотрю какой-нибудь фильм. Если подпирают сроки, порой приходится поработать еще несколько часов перед тем, как лечь спать. Здорово быть свободным художником, но у этой медали есть и обратная сторона: иногда приходится рисовать все выходные напролет по шестнадцать часов в день.

А как именно вы рисуете? Только с помощью компьютера или используете старые добрые карандаш и бумагу?

Я всегда сначала делаю набросок карандашом, затем сканирую его, обрабатываю в Photoshop, доделывая первоначальный эскиз. Такой подход позволяет мне быстро сделать множество набросков. Кроме того, появляется возможность сделать иллюстрацию «живой», что вряд ли удалось бы, пользуйся я только компьютером.

Насколько хорошо вы разбираетесь в истории? Ведь многое, что вам приходится рисовать, особенно по миру Мартина, основано на реально существовавших предметах.

Я неплохо ориентируюсь в средневековом оружии и доспехах. С одной стороны, в юности я немало читал про ту эпоху, с другой — всегда любил полистать историческую книгу и разобраться в строении оружия или доспеха. Так что я заранее был более-менее подготовлен к тому, чтобы работать над иллюстрациями по миру Мартина. Его вселенная предоставляет возможность воссоздать реальную амуницию, в отличие от других миров, где фантазия автора порой идет вразрез с историей. Очень приятно на время вернуться, так сказать, к земным истокам.

Человек против чудовища.

Вы упомянули, что смотрите фильмы после работы. Как вы относитесь к современному фантастическому кино? Вдохновляет ли оно вас?

Безусловно. Я люблю большую часть фантастических фильмов, а современный уровень компьютерных технологий и их относительная дешевизна дают возможность создать визуальный ряд более впечатляющий и фантастический, чем прежде. К сожалению, порой киношники заигрываются со спецэффектами и забывают о сюжете, но, как бы то ни было, современное кино для меня — бездонный источник вдохновения. Ведь над фильмами работает множество талантливейших иллюстраторов — авторов набросков, дизайна героев, местностей, зданий — а большинство из нас никогда не увидит плодов их работы, за исключением картинки на экране. Но очень забавно представлять, сколько же художников трудились вот над этим странным когтем, мечом, доспехом или шлемом.

А как вы относитесь к другому популярному развлечению, визуализирующему фантастику, компьютерным играм?

Играл в них раньше и играю до сих пор. Правда, сейчас у меня нет времени, чтобы приобретать все новинки и пробовать все одну за другой, как бывало раньше. Так что покупаю только лучшие РПГ и стрелялки, но даже их обычно успеваю только мельком просмотреть. Если вкратце перечислять мои любимые игры, то получится примерно такой список: «Doom 3», «Half-Life 2», серия «Battlefield», «Jade Empire», «Star Wars:Knights of the Old Republic», и еще, пожалуй, «Guild Wars», хотя я не большой поклонник онлайновых игр.

Но лично вы по большей части рисуете для настольных игр, так что не могу не спросить и про них.

Я играл почти во все известные игры, в большей или меньшей степени. «Magic The Gathering», «Warlord», «Legend of the Five Rings», «Warhammer» — список можно продолжать долго. Но сейчас у меня хватает времени только изредка поиграть в «Dungeons & Dragons» или в игры по вселенной «Звездных войн».

Благодаря ККИ «Игра престолов», основанной на эпической саге Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», Джейсон и получил львиную долю известности. Многогранный мир Мартина пленил многих. Что же в нем нашел наш сегодняшний гость?

«Создаю мифическую интерпретацию»

Турнир Десницы — одна из редких многофигурных картин Джейсона.

Вы впервые прочли «Песнь льда и пламени» до того, как стали иллюстрировать карточную игру?

Да, именно так. Более того, я сам предложил компании свои услуги. Едва я узнал, что на основе «Песни» будет создана игра, сразу понял, что просто не могу в этом не поучаствовать. И позвонил арт-директору — за день до того, как он собирался позвонить мне сам!

Вы больше всего работаете с персонажами дома Ланнистеров. Они вам нравятся больше других?

Тут я снова должен сослаться на арт-директора. Меня спросили, над какими картами я предпочел бы работать. Я попросил предоставить мне как можно больше свободы при работе с одним — любым — Великим домом. Так как среди Баратеонов и Старков очень много популярных героев, многих из них к тому времени уже разобрали другие художники. А Ланнистеры, вероятно, из-за их неоднозначности, которая делает их еще более интересными для меня, оставались практически незатронутыми.

Знаменитый Железный престол Семи Королевств.

А кто ваш любимый герой саги?

Джейме Ланнистер. Его почти все ненавидят, но при этом именно он в основном и делает то, что должно быть сделано. Он вроде бы и выглядит антигероем, но при этом, как мне кажется, гораздо интереснее любого положительного рубаки, косящего злодеев направо и налево.

Но, очевидно, не всегда приходится рисовать любимых героев. Какого персонажа вам было сложнее всего нарисовать?

Мне всегда очень нелегко работать над персонажами, чей внешний вид уже придуман. Когда мне нужно создать что-то абсолютно новое, я чувствую себя, как рыба в воде. Как-никак, выдумывание нового — это как раз то, чем всегда занимается фэнтезийный художник. Но когда ты зажат в установленных другими рамках, когда внешность персонажа детально проработана до тебя, — будто изобретаешь велосипед. Как мне кажется, для того, кто рисует фэнтези, такая работа всегда непростое испытание. Но наш бизнес основан на узнаваемости героев, а их лица становятся торговой маркой, так что мне пришлось научиться справляться и с таким видом работы.

Любимый герой — Джейме Ланнистер.

При этом вам удается не потерять индивидуальный стиль: в отличие от других иллюстраторов «Песни», которые создают реалистичные картины, вы сохраняете определенный фэнтезийный дух изображения. Как это удается?

Я ведь работаю в жанре фэнтези уже почти восемь лет. И хотя неплохо разбираюсь в том, что связано с историей и реальностью, мой стиль формировался по большей части под влиянием жанра фэнтези. В той или иной мере, фэнтезийные мотивы проникают во все мои иллюстрации, — если только я специально не стараюсь обойтись без них. Просто, видимо, я создаю скорее мифическую интерпретацию «Песни льда и пламени», а не реалистическую, как некоторые другие авторы.

Но все-таки, что определило своеобразие вашего стиля? Любите ли вы экспериментировать над ним?

Пока я учился, брал пример с любимых художников. Что-то удавалось перенять, что-то — нет. Таким образом, я развивал собственные навыки и смог понять, какого рода иллюстрации хочу создавать. В общем, мне оставалось только усовершенствовать технику, чтобы воплотить тот идеал фэнтезийной иллюстрации, который уже создало мое воображение.

Мне часто приходилось экспериментировать: разные проекты требуют разных подходов. К сожалению, когда работаешь на вольных хлебах и становишься известен по нескольким ярким проектам, к тебе начинают обращаться только с заказами определенной направленности. Это, разумеется, ограничивает мои возможности как художника. Арт-директоры почти всегда предлагают мне рисовать примерно то же самое, что уже видели в моем портфолио. В итоге простор для творческого поиска достаточно узок. Вас нанимают потому, что приглянулся ваш стиль, редко кто может предложить поработать в совершенно новом направлении.

Белые плащи — королевская гвардия.

Подход меняется, но результат остается одним профессиональные, полные фэнтезийной атмосферы иллюстрации. Художник любит то, что изображает, это позволяет ему поддерживать высокий уровень работ.

«Просто рисую, не задумываясь»

Во многих ваших картинках можно найти схожие темы. Например, часто встречаются восточные мотивы...

Меня всегда интересовали восточные культуры и философские учения, поэтому, когда мне предложили иллюстрировать ККИ «Legend of the Five Rings», к которой относится большая часть моих «восточных» работ, я мгновенно согласился. Я получил море удовольствия и простор для эксперимента, ведь стилистика игры не совсем обычна для фэнтези. Восточный колорит всегда стремится к большей артистичности, изящности, спокойствию и красоте.

«Обожаю все гигантское, злое и страшное».

Каких фэнтезийных существ вы любите изображать больше всего?

Обожаю все гигантское, злое и страшное. Получаю непередаваемое удовольствие от создания безумных комбинаций шипов, когтей, щупальцев и огромных зубастых пастей. Просто рисую, не задумываясь, и смотрю, что получится.

Да и галерея «Адских отродий» — одна из самых больших на вашем сайте...

Большая ее часть сделана для карточной игры «Warlord», в которой эти создания, согласно истории мира, одни из главных отрицательных персонажей. Арт-директор, зная мою страсть к злобным ужасным демонам, предоставил мне возможность нарисовать практически всех. На мой взгляд, такие иллюстрации производят очень сильное впечатление. Существа, воплощающие наиболее яркие аспекты Зла или Добра, обладают невероятным визуальным потенциалом.

Вы часто используете эффекты света и огня, а также обычно ограничиваетесь одной-двумя фигурами. Почему так?

Дело в том, что большую часть иллюстраций я делаю для игровых проектов, а они чаще всего требуют нарисовать одного конкретного героя или местность. Кроме того, я предпочитаю работать с небольшим количеством персонажей еще и из-за того, что так лучше получается композиция и проще заинтересовать зрителя. Редко приходится создавать иллюстрацию, которая рассказывала бы историю сама по себе. Я сосредотачиваю внимание на одном герое, который становится фокусом иллюстрации, а остальная сцена выполняет вспомогательную функцию.

Чародейство работы Джейсона всегда поражает цель — и воображение.

Что же до игры света и тени — поскольку я использую современные технологии, то передо мной открывается море возможностей, недоступных художникам прежде. Компьютер помогает лучше выражать эффекты — как магические, так и природные, помогает усилить напряжение и сделать картинку более живой.

А сильно ли отличаются иллюстрации для карточных игр от, скажем, книжных или журнальных обложек?

Отличий множество. От размера иллюстрации зависит уровень ее детализации, от предназначения — композиция, а также стиль и выбор цветовой гаммы. Иллюстрация для комикса или игры должна быть очень яркой, неординарной. Для журнала нужно что-то более серьезное, но тоже сразу бросающееся в глаза. Для обложки книги чаще всего приходится делать достаточно простую композицию, но при этом она должна сосредотачиваться на основной теме романа. И, разумеется, нельзя забывать о таких вещах, как вид, размер, цвет шрифта, которым будет написано название и имя автора.

В каких проектах вы задействованы в настоящее время?

Сейчас создаю иллюстрации для нескольких книг по миру «Забытых королевств». Кроме того, продолжаю рисовать для карточных игр «Warlord», «L5R» и «A Game of Thrones». Принимаю участие в работе компании по производству миниатюр «Magnificent Egos» и издательства «Talisman Studios».

Надеюсь, в будущем мое издательство станет достаточно крупным, чтобы я мог начать несколько собственных проектов и попробовать себя в роли арт-директора. Хотелось бы еще издать несколько книг с моими иллюстрациями, которые никогда раньше не публиковались. Да и попасть в Голливуд — сделаться на время концепт-дизайнером — было бы очень здорово.

Восточный колорит иллюстраций для «Легенды пяти колец».

Желаем вам добиться всех поставленных целей. В завершение — несколько слов для российских поклонников фантастики...

Фантастика — замечательный жанр, воплощающий самые потрясающие идеи, на которые способен человеческий разум. Именно наше воображение делает этот жанр столь необыкновенным. Продолжайте любить фантастику, и она будет становиться еще лучше.

 

Остается только присоединиться к словам художника. Как мы видим на примере нашего сегодняшнего гостя, любовь к фантастике может не ослабевать всю жизнь и привести к самым, казалось бы, невероятным результатам. Будем надеяться, Джейсон продолжит радовать всех нас фантастическими во всех смыслах этого слова иллюстрациями.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться