Google+
ABERCROMBIE СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Киношедевры: Кинг-Конг МИРЫ. FALLOUT
Версия для печатиИнтервью: Андрей Валентинов, писатель
Кратко о статье: Профессиональный историк, едкий литературный критик, основатель фантастического жанра криптоистории... Все это — наш сегодняшний гость. Андрей Валентинов — один из флагманов современной интеллектуальной фантастики. А что он думает об этом сам?

«История ничего не прощает»

Разговор с Андреем Валентиновым

Историческая фантастика жанр весьма и весьма популярный. И разноплановый. Альтернативная история, историческая НФ, историческое фэнтези, хроноопера, криптоистория... Неофициальным основателем последней считается харьковчанин Андрей Валентинов (он же едкий, колючий критик А. Шмалько). Так что, конечно, с ним мы поговорили об истории но не только о ней!

«Был бы энтомологом — сочинял бы криптозоологию...»

Андрей Валентинович, как так получилось, что историк вдруг стал писателем-фантастом?

Отчего же «вдруг»? Фантастику читал чуть ли не с первого класса, писать же начал где-то с восьмого. Иное дело, при Совдепии-Большевизии печататься не собирался, сознательно нырнув в глубины истории Древнего мира. Потом, уже в девяностых, появилась возможность издаваться, которой я и воспользовался. То, что я историк, для творчества не принципиально. В детстве мечтал стать энтомологом, но фантастику читал бы и писал в любом случае. Хотя, конечно, специальность так или иначе влияет. Был бы энтомологом, сочинял бы не «криптоисторию», а, скажем, «криптозоологию».

Вы известны и едкими критическими статьями. Что становится мотивом к их написанию? И вообще, эффективна ли современная литературная критика?

Во всем виновата моя доброта. По натуре я человек очень отзывчивый и чуткий. Увижу что-нибудь хорошее — и тут же спешу поделиться своей радостью с окружающими. Насчет эффективности не обольщаюсь, как известно, на один немецкий танк приходилось в среднем тратить несколько сот снарядов. Но ведь горели танки! Так что одна батарея даст залп, другая, третья... Да и общая карта расположения противника не помешает — для целевого бомбометания. Авось и поменьшает графоманов, а тот, кто еще не безнадежен — перекуется.

Чем нынешняя отечественная фантастика отличается от фантастики девяностых? Каким вам видится будущее нашей фантастики?

Отличается всем — и авторами, и книгами, и читателями. Действительно, смена поколений не всегда радует — и писательских и, увы, читательских. То, что пишут много галиматьи — очень плохо, но то, что творят уже не ради идеи (пусть и не лучшего качества), а из причин куда более приземленных и пошлых — совсем худо. Двадцатилетние «делавары», авторы великих циклов «Маг из дурдома» и «Инквизитор помойки»... Скверно и то, что «старшие» поколения либо умолкают, либо начинают бороться «за право летать» и скакать зайчиками. Вместе с тем, хорошие авторы есть, и хорошие книги есть, так что унывать нечего. Читатели, по крайней мере, лучшая их часть, в конце концов разберутся, что к чему. Но в ближайшие годы «глянцевый» поток будет крепчать, вызывая у стороннего наблюдателя ощущение, что значительная часть современной фантастики — чтиво, написанное идиотами для идиотов. Увы!

В последние десятилетия все чаще звучат опасения, что технология развлечений одолеет обычную бумажную книгу. А что думает по поводу перспектив книги историк и писатель-фантаст?

«Не умрет книга, никуда она не денется»

Книге уже не раз пророчили гибель — стоило появиться кинематографу, телевизорам, компьютерам... Но — жива ли, собственно, та книга, которой сулят скорую смерть? Ведь если поглядеть на книжные лотки, в основном они заполнены этакими «пирожками» из книжных «макдональдсов», одноразовым чтивом...

Проклинаемая эстетами «массовая культура» не столь и ужасна. В соседнем с моим домом киоске рядом с обязательной «Могилой Горбатого» лежат покеты Шекспира в неплохом ассортименте. Книга перестала быть дефицитом, и это — великое достижение. Издают очень много хорошего и полезного, ерунды же всегда было немало, во все времена, и с этим ничего не поделать. Но лучше уж печатать «Могилу Горбатого», чем очередную речь Ленина-Сталина-Брежнева! Не умрет книга, никуда она не денется, пережив и нынешних «хоронильщиков», и тех, что еще вылупятся.

Можно ли говорить о компьютерных играх как о конкурентах книге? Как вы сами относитесь к ним? Играете?

Для многих наших современников конкурентом книги является все, включая жевательную резинку. Что поделаешь, идет процесс «децивилизации», вызванный причинами глобального порядка, изменить которые мы не в силах. Не было бы «компа» — резались бы в домино. К компьютерным же играм отношусь положительно, играю главным образом в старые, проверенные временем. Особенно нравится «Wolfenstein». Убивая нарисованных нацистов, каждый раз представляю себе на их месте нынешних поклонников Шикльгрубера из числа нашего фэнья. Тренируюсь, надеюсь, еще пригодится.

Как вы относитесь к экранизациям фантастики? Есть ли надежда, что отечественные кинематографисты смогут создать нечто по-настоящему интересное, сильное, — и в то же время умное?

К экранизациям фантастики отношусь положительно. И надежда на хорошие отечественные экранизации тоже имеется. Но для начала следует выгнать из нашего кинематографа если не всех, то почти всех, кто там сейчас сидит — и набрать новых, причем с большой осторожностью. С нынешними гениями нельзя нормально экранизировать даже «Курочку Рябу».

Некогда именно Валентинов провозгласил применительно к фантастике гребенщиковское: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли? Ее нет!». Ну что же, вроде бы «шпана» появилась, но та ли, которую ожидал Андрей Валентинович?

«Новое поколение — очень разное»

Если говорить о современной исторической фантастике — каковы, на ваш взгляд, ее основные «проколы»? Каковы возможные пути ее развития?

Историческая фантастика, почти не существовавшая при Совдепии, в последнее время стала модной. К сожалению — потому что в нее тут же стали играть бездари и конъюнктурщики. Возник жуткий монстр хронооперы (Пупкин при дворе короля Артура), живущей по законам иных «опер»: принцесса на матраце, корона на лысине, четыре трупа возле замка. Басни Крылова, «боярские сотни» и тыщи — несть им числа, в этом омуте буквально тонут отдельные приличные книги. Хорошие авторы и хорошие произведения никуда не делись, конечно. Появилась даже своя историко-фантастическая классика, куда уже прочно вошли (из ныне здравствующих) Лев Вершинин, Елена Хаецкая, Святослав Логинов со своим «Колодезем», пожалуй, и Дмитрий Скирюк. Из нового поколения могу отметить Дмитрия Казакова, Сергея Ястребова — и еще с полдюжины очень приличных авторов. А вот книги весьма шумного «историко-мистического» направления не столь удачны, хотя отдельные вещи, скажем, Дмитрия Володихина явно выше среднего уровня. Альтернативная же история в нашем исполнении пока выглядит очень убого, может, за исключением книг Федора Березина.

В последнее время появилось некое новое-старое направление, которое можно условно называть «история для троечников». Это книги издательства «Фаэтон», которые «в ненавязчивой форме», с использованием приемов фантастики, призваны — в лучших традициях вековой давности — обучить музе Клио тех, кому трудно читать учебник. Все сие подается как «возрождение НФ». Дай бог им всяческой удачи, но пока все это выглядит очень... Ну, скажем так, двусмысленно.

Дальнейшее развитие исторической фантастики возможно только при очень серьезном отношении к Истории. Эта дама ничего не прощает. И не простит — ни багдадских эмиров, жующих помидоры, ни очередного Пупкина в палатах Ивана Грозного. Дебри Времени — не прибежище для безграмотных конъюнктурщиков, из них там быстро чучела понаделают — ворон и читателей пугать.

В отечественную фантастику пришло новое поколение писателей. Как вы можете его охарактеризовать? Читаете ли вы книги своих молодых коллег?

Если коротко характеризовать новое поколение, то оно — очень разное. Книги «молодых» коллег (а я чего, блин, старый?!), конечно же, читаю, многие — с удовольствием. А то, что хороших авторов меньше, чем наоборот — печальная и общая закономерность, характерная для всех поколений фантастов и не только фантастов. Конечно, можно упрекнуть многих «сменщиков» в различных грехах, только зачем? Кто поумнее и почестнее, сам одумается, остальные будут исправляться в одной компании с Горбатым. Но я вовсе не считаю, что нынешнее новое поколение вгоняет Фантастику в гроб! Отнюдь — этим занимаются представители всех генераций, причем со «старших» и спрос больший. Только ничего не получится — и Фантастика выживет, и хорошие авторы найдут своего читателя и напишут много хороших книг. Авторы же «Мага из дурдома» и «Инквизитора помойки», взяв свое с наивных и доверчивых читателей, уйдут в более подходящие для них производства.

Вы вели мастер-класс по исторической фантастике на Международной ассамблее фантастики «Портал-2004». Каковы ваши впечатления? Насколько подобные мероприятия полезны для молодых авторов?

Впечатлений много. Главное — большинство участников не просто слабые, а очень слабые, близкие к стадии «не лечится». Редкие исключения лишь подтверждают общую закономерность. Надеюсь, следующий мастер-класс исправит подобное впечатление. Если же кому-то такие встречи помогли и еще помогут, буду лишь рад.

Как вы относитесь к сетевым литературным конкурсам?

Я к ним, по счастью, не отношусь — никак. Все эти конкурсы — междусобойчики дилетантов, что особо заметно, если на какой-то проберется под «ником» нормальный автор. Никакого влияния на литературу, ни положительного, ни, к счастью, отрицательного, они не оказывают. Это паралитература, дела пресловутой «тусовки». Пусть их! Давеча прочитал заметку одного ветерана «Грелки» о том, какие «они» там молодцы, сколько из «них» стало настоящими писателями. Жаль, не указано, сколько именно. Думаю, число, близкое к корню квадратному из минус единицы.

Андрей Валентинов человек многогранный. И как писатель он тоже бывает разным. Какие же новые сюрпризы он приготовил своим читателям?

«Новая книга должна удивлять»

Ваш новый роман «Омега» оказался довольно неожиданным. Создается впечатление, что в последние годы вы много экспериментируете с формой подачи материала. Что будет дальше? Очередной эксперимент или возвращение к наработанным приемам?

Моя новая книга «Ангел Спартака» написана «на грани» — в сочетании и традиционных, и экспериментальных приемов. В дальнейшем думаю (временно?) вернуться «к наработанным приемам», условно говоря, к стилистике «Ока Силы». А то, что мой роман «оказался довольно неожиданным» — очень хорошо. Новая книга должна удивлять — прежде всего, автора, а затем и читателей. Иначе получится все тот же сериал про могилу Горбатого.

В «Омеге» вы увязали в единое целое миры «Созвездия Пса» и «Сферы». Однако, как мне показалось, оставили зацепки на непрямое продолжение. Планируете нечто подобное?

В принципе, да. Но книга, задуманная как завершение цикла, заранее меня пугает. Не знаю даже, возьмусь ли, ибо речь там должна идти об отношениях мира живых и мира мертвых.

Если оглянуться на уже написанное — нет ли желания и планов дополнить некоторые из циклов? Несколько лет назад вы рассказывали о планах на «Око силы». А насколько законченной, исчерпанной видится вам вселенная «Ории»?

И «Око Силы», и «Ория», действительно, не завершены. С «Орией» все понятнее, поскольку последняя книга должна была описывать ее гибель. Решил, что пусть лучше так и остается. А вот мир «Ока Силы» требует завершения и окончания. Прежде казалось, что займусь этим не скоро, но, кажется, это «не скоро» уже наступило. Возможно, возьмусь за работу уже в следующем году.

Вы несколько раз работали в соавторстве — что это вам дало? Слышал, что и в ближайшее время планируется нечто подобное. Расскажете подробней?

Соавторство дисциплинирует, заставляет умнеть, позволяет взглянуть на себя со стороны, а также отбивает охоту давать самому себе поблажки. Особенно когда с соавторами везет, как везло мне. Дальнейшее соавторство — да, планируется. Когда планы станут явью, сообщу обязательно. Мы с соавторами надеемся вновь удивить и даже поразить почтенных читателей, услышать очередное: «Раньше они писали лучше, так писать нельзя, это плохо, это ужасно, кошмар, несите валерьянку!». Хе-хе!

Ваши пожелания читателям «Мира фантастики»...

Читайте Фантастику! Но это лишь скромное пожелание, абсолютно не обязательное к исполнению. Желающие могут переключиться на чупа-чупсы и «жувачку». Лучше жевать, чем говорить — слоган поколения. Или нет?

Досье: Андрей Валентинов

Андрей Валентинов (настоящее имя — Андрей Валентинович Шмалько) родился 18 марта 1958 года. По образованию историк-античник, кандидат исторических наук, доцент. Преподает в Харьковском национальном университете.

Первая крупная публикация — роман «Преступившие» (1995). На данный момент из-под пера Валентинова, соло и в соавторстве, вышло более трех десятков романов, сборник стихов, несколько рассказов в жанре юмористического детектива. «Вторая творческая половина» Валентинова, Андрей Шмалько, известен как автор критических статей: «НФ — умри?», «Тени третьего рейха», «А за что нас любить?» и других; неоднократно получал жанровые награды.

Почти все романы Валентинова написаны в жанре криптоистории. Как объясняет сам автор, «криптоистория занимает нишу между историческим романом и «альтернативной историей». Криптоисторик не спорит с «большой историей», но уточняет, как все происходило, следуя при этом и фантазии, и логике». И хотя книги Андрея Валентинова — о разных эпохах и странах, почти все они объединены общими темами и идеями, в частности, тайной историей народа дхаров.

В ближайшее время в издательстве «Эксмо», в серии «Триумвират» выходит новая книга Валентинова «Ангел Спартака» — непрямое продолжение романа «Спартак».

Сайт Андрея Валентинова: http://valentinov.fantastika.org/.

Веб-форум «Творчество А.Валентинова»: http://forum.rusf.ru/valentinov/.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться