Google+
кАМША ЭПИК Ergo Proxy Кошмар на улице Вязов ДНД И ФЭНТЕЗИ
Версия для печатиИнтервью: Стивен Юлл, художник
Кратко о статье: Может быть, вы никогда и не слышали об этом фантастическом художнике, но наверняка видели его работы. Он — автор обложек для книг Робин Хобб, Джорджа Мартина, Гарри Тертлдава, Майкла Стэкпола. Его работы украшают книги о Дюне и романы М. Уэйс и Т. Хикмэна. Сегодня Стивен Юлл делится с читателями «МФ» своими мнениями и маленькими секретами.

Фэнтезийный реалист

Разговор со Стивеном Юллом

Если имена писателей и названия романов всегда, так или иначе, на слуху у читателя, то художник, иллюстрировавший книгу, подчас остается безвестным статистом. Сами иллюстрации куда более известны, чем их создатели. Однако даже в этих условиях нашему сегодняшнему собеседнику удалось завоевать всемирную известность. Знакомьтесь Стивен Юлл.

«Уважаю и ценю всех фэнтези-художников»

Начнем с традиционного вопроса: как вы начали рисовать?

Наверное, единственным честным ответом на этот вопрос будет то, что в глубине сердца я всегда был Художником. Мне просто необходимо творить. В то же время я изучал рисование, чтобы развить свои таланты и навыки, чтобы научиться работать, как настоящий профессионал — сначала в колледже в английском Дурхэме, затем и в университете.

Что привело вас в жанр фэнтезийной иллюстрации?

Пожалуй, главной причиной я бы назвал свою детскую любовь к этому жанру. Я остаюсь поклонником фэнтези и фантастики с тех пор, как научился читать. Вне зависимости от проявления: будь то фильм, книга или телевизионная программа — если они оказывались связанными с фантастикой или фэнтези, во мне мгновенно просыпался интерес. А так как я всегда любил рисовать, по-моему, нет ничего удивительного в том, что два увлечения переплелись между собой, и я стал иллюстрировать фэнтези.

Да, но начинали вы, если не ошибаюсь, с совершенно не связанной с фантастикой работы — оформления храмов...

Работа в церквях всегда очень сильно меня вдохновляла. Когда я рисовал для церкви, то постоянно создавал портреты известных людей, совершивших великие деяния в области религии или науки. Я имел дело с предметами огромного исторического значения. Все это очень сильно повлияло на мои навыки изображения исторически достоверных сцен, в первую очередь, костюмов, в которые облачены мои герои, и окружающих их пейзажей.

Фэнтезийный полет и полет фантастический.

А могли бы вы описать свое творчество в двух словах для тех, кто видит ваши работы впервые?

Наверное, больше всего подходят слова «фэнтезийный реализм».

Дракон во льдах - иллюстрация для "Судьбы шута" Робин Хобб.

С каких художников вы брали пример, когда начинали рисовать, и кого из коллег по фэнтезийной иллюстрации могли бы отметить?

Когда я только формировался как художник, моими кумирами были представители разных школ рисования. Скажем, многие из прерафаэлитов, или великий русский художник Иван Айвазовский, чье творчество сильно повлияло на мои работы, когда я учился в колледже.

Когда я начал рисовать в жанре фантастики и столкнулся с другими художниками этого направления, меня восхищали работы Криса Фосса, Брюса Пеннингтона, а также Тима Уайта, Джима Барнса и Сида Мида.

Сейчас я уважаю и ценю всех художников, работающих в данном направлении, за то, что индивидуальный стиль каждого привносит в жанр нечто новое.

Вы уже сказали, что страсть к фантастике появилась у вас очень рано. А с чего все началось — и каких авторов предпочитаете сейчас?

В глубинах космического пространства.

Наверное, не буду оригинален, сказав, что любимым писателем всегда оставался Джон Толкин, с которого интерес к жанру и начался. С тех пор, как профессионально занимаюсь фантастикой, я проиллюстрировал романы множества потрясающих писателей. Среди них — Айзек Азимов (пожалуй, мой самый любимый фантаст), Маргарет Уэйс, Кевин Андерсон, Джордж Мартин, Робин Хобб, Кристин Кэтри Раш и многие другие, всех не перечислишь.

Впечатляющий перечень... Особенно — если знаешь, что вы иллюстрировали книги всех перечисленных авторов. А с какой книги начали карьеру иллюстратора?

Впервые я заработал деньги оформлением романа «Изумрудные очи» Дэвида Морана, выпущенного издательством «Bantam Books». Мне предложили эту работу после того, как редактор увидел мои фантастические рисунки на одной из конференций в Англии.

Остается только восхититься прозорливости человека, разглядевшего в работах начинающего тогда художника Стивена Юлла потенциал, сделавший его одним из известнейших художников в области фантастики. Недаром обложки книг самых знаменитых и популярных писателей украшают именно работы Стивена.

«Я генерирую множество идей»

Смешение эпох и стилей.

Наверное, нелегко выбрать из множества сцен романа ту одну, которая станет основой для иллюстрации на обложке?

Почти всегда, стоит мне закончить читать роман (а иногда и во время чтения), у меня рождается идея, которая кажется единственно верной даже на уровне подсознания. Однако иногда клиент сам решает, что он хотел бы видеть на обложке книги. Тогда я просто воплощаю в жизнь чужую мысль.

А не случается так, что возникает желание нарисовать множество картинок на основе какого-нибудь романа, а нужны всего две — для передней и задней сторон обложки?

Темный рыцарь Готэм-сити.

Каждый раз, читая рукопись, я генерирую множество идей, иногда десятки иллюстраций, которые я был бы не прочь создать просто для себя. К сожалению, у меня банально не хватает времени для того, чтобы нарисовать их. Не успеваю я закончить оформление одной книги, как тут же начинают поджимать сроки сдачи следующей, тоже по-своему интересной.

Вдохновляют ли вас современные фантастические и фэнтезийные фильмы?

Конечно же, причем как новые блокбастеры, так и совсем старые картины. У меня дома огромная коллекция фильмов, которые я люблю пересматривать. Кстати, я не знаю ни одного фантастического художника, который не любит «Звездные войны».

Кажется, я ошиблась дверью...

Мне всегда казалось, что мои иллюстрации выглядят очень «кинематографичными», если можно так выразиться. Начиная рисовать иллюстрацию, я почти вижу, как тот же самый эпизод выглядел бы в фильме, какие использовались бы спецэффекты, как смотрелся бы этот сложный кадр. К слову сказать, только что законченная иллюстрация для романа «Пламя и ночь» как раз очень похожа на кадр из фильма, как и все обложки для «Саги семи солнц».

А предложи вам оформить любую книгу, какую бы выбрали?

Очень бы хотелось сделать сборник иллюстраций по мотивам «Академии» Айзека Азимова. Я мечтал полностью визуализировать его мир — с тех пор, как в начале девяностых работал над обложками этих книг. Тогда мне никак не удавалось сделать рисунки такими, какими я хотел бы их видеть. У заказчика был свой взгляд на то, какие обложки нужны книгам, и, кроме того, меня тогда очень сильно волновали сроки. В те годы я еще только начинал — сейчас, набравшись опыта, я бы изобразил мир Азимова совершенно иначе.

А с писателями вы общаетесь, обсуждаете будущие иллюстрации перед тем, как начать работать?

Так на самом деле работал Франклин... Над конституцией США.

Да, иногда мне удается поговорить с автором, и такие беседы часто оказываются крайне полезны, особенно если необходимо детальное описание героя.

На данный момент, пожалуй, самой популярной фэнтези-сагой можно назвать «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина. Вы иллюстрировали эти романы — как думаете, что сделало их столь успешными?

Лично я могу назвать фэнтезийное произведение шедевром, если автору удается заставить меня поверить, будто вся история произошла на самом деле. Книги Джорджа Мартина, безусловно, оставляют читателя ошарашенным, задающимся вопросом, а не происходило ли все это в реальности? Его персонажи проработаны настолько качественно, что, кажется, ты лично знаком с ними. А события выписаны с достоверностью исторической хроники. Все эти выдающиеся достоинства и вознесли его на пик популярности.

"A Feast for Crows". Обложка с Джейме (слева) и вариант, который отправится в печать.

Именно ваш рисунок украшает обложку столь долгожданной книги Мартина «A Feast for Crows». Вы уже прочли роман?

Над песками Дюны.

Когда мне предложили эту работу, Мартин еще не отдал рукопись в издательство. Идею обложки совместно придумали художественный директор, редактор и писатель. В итоге они приняли решение, что на обложке мне следует изобразить Джейме Ланнистера, ведь Ланнистеры — одни из центральных действующих лиц в «Песни». Затем уже я обговаривал все имеющиеся идеи с редактором и художественным директором, и мы пришли к выводу, что лучшим вариантом будет изобразить Джейме в роскошных белоснежных доспехах и на коне. В изображении есть и скрытый символизм, которого не удалось бы добиться, не читай я предыдущих романов Мартина. Можно заметить, приглядевшись внимательно, следы резких перемен в жизни Джейме. Эту работу купили у меня во время одного конвента, еще до того, как автор закончил писать роман. Затем в издательстве приняли решение переиздать всю «Песнь льда и пламени» в свежем оформлении, чтобы привлечь новых читателей. Снова обратились ко мне, предложив сделать стилизованную обложку в графическом стиле. Откровенно говоря, такой отход от прежнего оформления, без привычной иллюстрации, может разочаровать многих старых поклонников цикла. Раньше я получал много писем с благодарностями от читателей, которые обращали внимание на сделанные мной обложки предыдущих книг «Песни». Не уверен, какой будет их реакция на новый дизайн. Никогда бы не подумал, что такой резкий поворот может коснуться столь популярной серии, однако оправдан он или нет, мы сможем узнать только по итогам продаж. Сам я тоже отдал бы предпочтение оригинальным обложкам, и мне жаль, что не смогу взять в руки книгу, на которой будет изображен нарисованный мною Джейме.

Впрочем, в успехе очередного романа Джорджа Мартина сомневаться не приходиться. Но будем надеяться, что выполненные в новом стиле обложки Стивена действительно привлекут новых читателей, а у Мартина и фэнтези в целом появятся тысячи новых ценителей.

«Творчество никогда не получится полностью описать словами»

Как вы думаете, сильно ли влияет рисунок на обложке на то, хорошо или плохо будет продаваться книга?

Начинающий автор, чья книга плохо оформлена, рискует остаться незамеченным, чего никогда бы не произошло, красуйся на обложке качественная иллюстрация. Отлично сделанная обложка гарантирует, что роман привлечет внимание, но сможет ли его удержать, зависит уже от самой книги. Я сталкивался с тем, что фэны злились на меня, купив книгу, которая привлекла их внимание благодаря моему рисунку, но сам роман их разочаровал. Почти все, кого я спрашивал, на что в книге они обращают внимание в первую очередь, отвечали: обложка и рисунок на ней. Особенно это касается фантастики.

Статика и динамика. Иллюстрации к "Живым кораблям" Робин Хобб.

Какие иллюстрации сами предпочитаете? Статичные, как на обложке «Волшебного корабля» Хобб, или же динамичные, как на «Безумном корабле»?

Мне ближе более спокойные и глубокие сцены. В то же время, рисуя обложку для того же «Безумного корабля», я получил море удовольствия. Порой, как в случае с этим романом, его название определяет стиль иллюстрации.

Много у вас уходит времени на один проект?

Разброс просто гигантский: от одного дня до года. Что касается работы над обложками, то в среднем оформление одного романа отнимает от одной до двух недель.

Могли бы вы рассказать, как именно работаете, какой путь проходит каждая идея, прежде чем превращается в полноценную картину?

Разумеется, на такой вопрос любой художник может ответить, что это его маленький профессиональный секрет. Творчество никогда не получится полностью описать словами. Какая необходима последовательность действий, чтобы в итоге получить картину? Сложно объяснить. Рассказать, как я подхожу к созданию иллюстрации? Но этот процесс всегда хоть немного, но отличается от прошлого раза. Суть в том, что большую часть времени съедает творческий поиск, а затем, будто по волшебству, рождается рисунок. И происходит это почти незаметно для тебя самого.

И все же постараюсь «разложить по полочкам». Начинается все с того, что я читаю книгу или рукопись. Потом для себя определяю, какой бы хотел видеть обложку только что прочитанного романа. Изредка придумываю сцену для обложки еще во время чтения.

Следующая стадия — огромное количество набросков композиции на листе бумаги, пока не удается достичь желаемого результата. В этот момент главное не детали, а дух иллюстрации. Затем беру этот набросок и еще несколько образцов моих каракулей — и приступаю к сведению их в единое целое, которое и станет картиной. Итоговые наброски отправляю заказчику, и он либо утверждает их, либо дает свои предложения и поправки.

После утверждения тщательно работаю с набросками. Если собираюсь писать маслом, создаю всесторонний эскиз. После того, как окончена эта подготовительная часть, начинается настоящая работа. К этому времени обычно иллюстрация уже сформировалась в моем сознании, и я знаю, какие цвета стану использовать и какое настроение передам картине. Остается только перенести мысли на полотно.

Я не могу сказать, что всегда начинаю рисовать фон, а затем перехожу к главным действующим лицам, или наоборот. Все зависит от конкретной картины и той детали, с которой мне хочется начать. Например, однажды я нарисовал сложную фигуру, освещенную с нескольких разных точек, а фон даже не начинал. Фон оставался девственно белым, если не считать старых карандашных линий. А персонаж был уже полностью готов. Внутренне я был уверен, что знаю, какой именно фон подойдет к этому рисунку и как его сделать. После я постепенно дорисовал фон так, чтобы он соответствовал герою. Я предпочитаю отдавать всего себя работе над одной небольшой деталью, доводя ее до ума, — и лишь затем переходить к следующей части картины. Работаю так с тех пор, как начал рисовать.

Помогают ли в работе компьютер и интернет?

Компьютер очень сильно помогает художнику. Главное — появляется куда больше свободы в работе с цветовой палитрой и некоторыми другими элементами картин, что помогает сэкономить много времени. Не надо ждать, пока высохнет краска, можно мгновенно переходить к следующей части работы или быстро исправить недочеты. И в то же время использование компьютера порождает целый сонм новых проблем. Скажем, заказчик, сам не являющийся художником, получает слишком большую власть над финальной версией рисунка, что может привести к плачевным последствиям. А внеся кучу исправлений и добавлений, клиент снова обращается к вам, и происходит естественная путаница: как отделить первоначальную идею от нового варианта.

Второй минус, на мой взгляд, состоит в возможности работать без кисти и красок. Не поймите меня неправильно, можно создать восхитительные картины с помощью новых технологий. Но когда рисуешь уже почти двадцать лет, нелегко отказаться от непередаваемого удовольствия видеть свое творение на выставке или на стене собственного дома. Я получаю куда больше удовольствия от картины, если написал ее масляными или акриловыми красками, а не на компьютере.

Чем вы заняты прямо сейчас?

Недавно завершил работу над семью разными обложками для разных заказчиков. Стоит, пожалуй, отметить обложки для новой серии комиксов «Alien vs. Predator», основанной на одноименном фильме. Еще один яркий проект — книги о классических монстрах вроде оборотней, мумий и Дракулы. С большой радостью поработал над этими знаменитыми героями.

Кроме того, только что завершил обложку для четвертой книги «Саги семи солнц» от Кевина Андерсона. А прямо сейчас рисую еще одного классического монстра — чудовище Франкенштейна.

Не сомневаюсь, что ваши новые работы будут столь же удачны, как и все предыдущие. Большое спасибо за беседу. Если ли у вас какие-нибудь пожелания нашим читателям?

Я посоветую всем поддерживать родные книжные магазины и покупать в них побольше книг. Иначе не станет романов, от которых мы все получаем удовольствие. Хоть я и работаю в этой обширной индустрии, но читать книги или разглядывать картины других художников мне не менее интересно, чем самым преданным фэнам. Я собираюсь создать еще много красивых обложек — сколько позволит мне отмеренный жизненный срок. Не только для себя, но и для того, чтобы, увидев их, читатель взял с полки достойную книгу. Каждый из нас по-своему может помочь процветанию фантастики. До тех пор, пока мы ее любим, она будет рядом с нами.

От наброска к полноценной иллюстрации.

Без всякого сомнения, фантастику поддерживает любовь поклонников. Но не в меньшей степени фантастика и фэнтези обязаны успехом мастерству таких людей, как Стивен Юлл. Именно их мы должны благодарить за то, что жанр постоянно развивается и становится все интереснее для читателей, ценителей изобразительного искусства и остальных проявлений фантастики.

Иллюстрации предоставлены художником.

Досье: Стивен Юлл

Стивен Юлл родился в 1965 году в Англии. С самого детства мечтал стать художником. Уже студентом участвовал в художественных конкурсах и выигрывал их. Закончив обучение, стал работать реставратором в Дурхэмском монастыре, одном из древнейших в Англии. Сейчас многие старые работы Стивена выставлены в церквях и монастырях по всей Британии. Уже тогда Юлл начал готовиться к карьере фантастического художника и получил первый свой заказ в этом жанре в 1987. Очень скоро оформление книг стало отнимать у Стивена столько времени, что ему пришлось оставить работу реставратора и посвятить себя фантастике. В последующие годы он нередко работал вместе со своим братом-близнецом Полом, тоже художником. Иногда они рисовали вместе, иногда просто бок о бок. Их совместная работа продолжалась недолго: в 1989 году Стивен женился и перебрался в Соединенные Штаты.

Стивен не раз оказывался номинантом престижных художественных премий, его работы выставляются как в Англии, так и в США. Заказчиками Юлла были десятки популярных издательств, среди которых «Bantam Books», «Warner Books», «Tor Books», «Ballentine Books» и многие другие. Его иллюстрации украшают романы Джорджа Мартина, Робин Хобб, Кевина Андерсона и Брайана Герберта, Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэна, Гарри Тертлдава и Майкла Стэкпола... В нашей стране на обложках многих книг можно увидеть рисунки Стивена. Особенно часто их использует издательство «Эксмо» в оформлении серии «Меч и магия».

Интернет-представительство художника расположено по адресу stephenyoull.com.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться