Google+
Code Geass ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ Фрэнк Миллер Творчество Филипа Хосе Фармера
Версия для печатиВидеодром: Фильм на DVD. «Одиссея»
Кратко о статье: Этот мини-сериал, снятый в Голливуде режиссером русского происхождения Андреем Кончаловским, стал, наверное, идеальной экранизацией гомеровского эпоса. Да, здесь нет зрелищных спецэффектов и размаха прошлогодней «Трои», однако сюжет бережно сохранен, а гуманности фильма можно позавидовать.

ХРОНИКА ОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

«ОДИССЕЯ»

Боги не должны помогать людям делать то, что они должны сделать сами.

Богиня Афина, фильм «Одиссея»

Существуют вымышленные сюжеты, которые стали неотъемлемой частью мировой культуры. Такова «Одиссея» эпическая история долгого путешествия, когда испытания, выпавшие на долю человека, помогают ему по-настоящему познать окружающий мир и самого себя. Поэма Гомера экранизировалась не раз. Первая картина «по мотивам» появилась еще на заре кинематографа, в 1905 году, когда француз Жорж Мельес сотворил немой фильм «Остров Калипсо. Улисс и гигант Полифем». Мельес проложил путь, по которому последовали остальные: путешествие хитроумного грека служило лишь поводом для показа головокружительных приключений и причудливых монстров.

Более всего отличились итальянцы — на их счету 4 фильма, лучшим из которых считается «Улисс» Марио Камерини (1953). Эта картина демонстрировалась и в советском кинопрокате как «Приключения Одиссея».

В преддверии чуда

Гордый царь чуть было не стал Летучим Греком.

Попыток замахнуться на нечто более масштабное и осмысленное, чем чисто развлекательный квест, долго не предпринималось. Однажды эта идея завладела умом Фрэнсиса Форда Копполы, знаменитого режиссера (трилогия «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня») и влиятельного продюсера. Коппола даже написал сценарий, но никак не мог найти под него денег. Американец предложил снять ленту своему старому приятелю Андрею Кончаловскому, но сценарий тому не понравился. К тому же, Кончаловский готовился к осуществлению давней мечты — экранизации «Щелкунчика», которая так и не вышла.

Некоторое время спустя Кончаловский вновь встретился с Копполой, которому удалось найти спонсора — компанию «Hallmark Entertainment». Знаменитые киноделы решили так: Коппола будет одним из исполнительных продюсеров, а Кончаловский напишет сценарий и сам его реализует. Всего за шесть недель до начала съемок Кончаловский с помощью Криса Солимэйна подготовил сценарную основу грядущей эпопеи.

Дадим слово творцу: «Я не читал «Одиссею» 45 лет. В школьном возрасте это все казалось так непонятно, скучно, запутанно. Хотя вся мировая литература вышла из Гомера. Перечитав ее заново, я подумал, что в наше время, когда люди мало читают и много смотрят телевидение, для меня было бы очень важно оставить свою версию классической поэмы. Средиземноморская культура бесконечно обворожительна.

Это колыбель культуры европейской и точка слияния трех материков — Африки, Азии и Европы. Изобразить эту цивилизацию, заставить зрителя погрузиться в невероятно богатый и динамичный мир, который так мастерски описал Гомер, было очень интересно. Самой сложной проблемой было сделать эпический сценарий. Потому что нужно вводить на эпический фон интимные чувства. Без интимных чувств картина мертва. А создавать фон, как в «Клеопатре» — много массовки, но нет эпики, — я считаю бессмысленным. Поэтому сценарием я горжусь».

Книга на все времена.

Кроме Андрея Кончаловского, к созданию «Одиссеи» были привлечены композитор Эдуард Артемьев и оператор Сергей Козлов. А знаменитый британский продюсер Малколм Макларен, основатель легенды панк-рока «Sex Pistols», стал музыкальным консультантом, воссоздав для фильма древние мелодии. Спецэффекты делали тоже британцы — компании «FrameStore» и «Jim Henson’s Creature Shop».

А вот актерскую команду для своего «путешествия» Кончаловский получил уже в укомплектованном составе. В фильме должны были сниматься артисты, хорошо известные американским телезрителям. Возражений у Кончаловского в принципе не было: Арманд Ассанте, Грета Скакки, Джеральдин Чаплин, Эрик Робертс, Изабелла Росселлини — настоящие профи. Особенно сердце режиссера грело присутствие гречанки Ирен Папас, чье лицо вносило в картину особый, «античный» колорит.

«Полевая» работа продолжалась три месяца, в четырех странах. Открытые пространства снимались в Греции и Турции, океанские сцены — в специальном бассейне на мальтийском островке Гозо, павильонные эпизоды — в Англии. А царство Аида «поместили» в самый настоящий кратер потухшего вулкана.

Юркий Эол - не бог, а мелкий пакостник.

Работа над картиной проходила в непростых условиях. Почти все время шли проливные дожди и дул пронизывающий ветер. Однако киногруппа вкалывала по телевизионному графику: по 70—90 часов в неделю. Результат — Арманд Ассанте схватил воспаление легких. А в один из съемочных дней за медицинской помощью обратилось сразу более ста человек. Но работа шла ударными темпами.

Серьезной трудностью стала американская телецензура. Существовали запреты на детальное изображение кровавых сцен. А уж появление в кадре такой детали, как обнаженная женская грудь, что для античного мира было нормой, исключалось абсолютно. По словам режиссера, ему приходилось постоянно искать варианты обхода таких запретов. Благо опыт был, и солидный — 25 лет работы в советском кинематографе, когда случалось и не такое.

Интересно, что продюсеры всячески навязывали Кончаловскому сцену с сиренами, которая в обязательном порядке имеется в любой мифологической истории о морских приключениях. На роль сирен хотели пригласить знаменитых топ-моделей, таких, как Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд. Однако режиссер считал сирен жуткой банальщиной и упирался, как мог. Кончаловский откладывал съемки эпизода до последнего, пока бюджет не был исчерпан. Так «Одиссея» осталась без сирен...

Из картотеки

«Одиссея»

(«The Odyssey», 1997)

Жанр: Мифологический эпос, квест

Режиссер: Андрей Кончаловский

Сценарий: Андрей Кончаловский, Кристофер Солимэйн

В ролях: Арманд Ассанте, Грета Скакки, Изабелла Росселлини, Джералдин Чаплин, Ирен Папас, Эрик Робертс, Ванесса Уильямс, Майкл Дж. Поллард, Кристофер Ли

Продолжительность: 183 минуты

Производство: «Hallmark Entertainment»/«American Zoetrope»/«Artisan Entertainment»

Бюджет: 40 миллионов долларов

Рейтинг: PG-13 (дети до 13 лет допускаются с ведома родителей)

Путь к причалу

Посейдон! Волчина позорный!

Действие фильма основано на событиях, описанных во второй эпической поэме Гомера. В первой — «Илиаде» — рассказывалось о многолетней осаде Трои. Но вот Троя взята и разрушена. Победители отправляются по домам. Одиссей (Ассанте) — царь острова Итака, придумавший трюк с огромным деревянным конем, внутри которого ахейцы проникли в неприступную крепость. Теперь Одиссею не терпится вернуться домой, к обожаемой жене Пенелопе (Грета Скакки) и сыну Телемаху (Алан Стенсон). Однако Одиссей не нашел ничего лучшего, чем непочтительно отозваться о богах вообще, и о морском царе Посейдоне в частности. Разгневанный Посейдон (Майлз Андерсон) решает проучить самоуверенного смертного, показав ему, где раки проводят зимнее время. Чудовищный шторм преграждает дорогу кораблю Одиссея, забрасывая его далеко от дома. Так начинается 10-летний путь к родному причалу...

Нимфа Калипсо: "Муси-пуси, миленький мой!"

Гнев богов дорого обошелся строптивому царю. Ему пришлось сражаться с морскими чудовищами и циклопом. Его соблазняла волшебница Цирцея (Бернардет Питерс), он побывал в царстве мертвых и на острове нимфы Калипсо (Ванесса Уильямс). Но, несмотря ни на что, Одиссей преодолел все опасности и нашел путь домой.

«На бога надейся, а сам не плошай» — мысль не новая, но до сих пор актуальная. Какой смысл в том, чтобы исходить бессильным гневом на Посейдона или надеяться на помощь хитрой Афины (Изабелла Росселини)? Ты должен сам выстоять в борьбе со стихиями, опасностями и ударами судьбы. Даже если вкус победы явно отдает горечью...

Когда герой, потеряв всех своих спутников, возвращается домой, он намеренно оттягивает радостную встречу с Пенелопой. В обличье нищего старца Одиссей проникает во дворец, чтобы, не теряя достоинства, отомстить наглым обидчикам, которые покушались на его жену и царство. Но главное для Одиссея не месть, главное — достижение внутренней гармонии. Ведь жена и сын по-прежнему ждут его, они не предали Одиссея, и это стало достойной наградой за все его муки на пути домой.

Подкиньте драхм на пластическую операцию!

И кто тут приставал к моей жене?

Это интересно

Премьера «Одиссеи» состоялась 18 мая 1997 года на американском телеканале NBC.

Фильм номинировался на 2 «Золотых глобуса» и 8 «Эмми», две из которых завоевал (за режиссуру и спецэффекты).

У Изабеллы Росселини (богиня Афина) черные глаза. Однако Кончаловский хотел сделать ее сероглазой, поэтому актриса снималась в специальных контактных линзах.

Траектория жизни

«Здесь управляют боги» — так оценила фильм газета «Los Angeles Times» после его мировой телепремьеры в 1997 году, которую увидели 50 миллионов американцев. Европейская премьера этого масштабного полотна стала самым эффектным событием 20 Московского международного кинофестиваля. А затем — восторженные отзывы критиков и публики, почетные награды.

В «Одиссее» есть все элементы жизни человека, траектория его жизни... Это миф, который говорит о человеческой судьбе, о том, что любое движение — это движение домой.

Андрей Кончаловский

Наверняка когда-нибудь «Одиссею» переснимут. На большом экране, с гигантским бюджетом, с участием мега-звезд... Превзойдет ли новая версия ленту Кончаловского? Не факт. Пока мы можем констатировать следующее: из всех существующих на сегодня экранизаций бессмертной поэмы слепого грека фильм нашего соотечественника — бесспорно, лучший.

Создатель киноэпоса

Андрей (Андрон) Сергеевич Михалков-Кончаловский родился 20 августа 1937 в Москве, в семье известного писателя Сергея Михалкова. В 1952 он окончил Центральную музыкальную школу, потом учился в Московской консерватории. Закончил режиссерский факультет ВГИКа, снялся в нескольких фильмах, писал сценарии и, естественно, ставил картины. Его фильмы «Романс о влюбленных» и «Сибириада» имели большой зрительский успех. Кончаловский — первый и пока единственный русский режиссер, покоривший голливудский Олимп. С начала восьмидесятых он стал работать в США, где поставил фильмы «Любовники Марии», «Поезд-беглец», «Гомер и Эдди», хорошо принятые как американской публикой, так и мировой кинообщественностью. Кончаловский также снял чисто американский блокбастер «Танго и Кэш», поставил нескольких опер и написал ряд книг

 

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться