Google+
пЛУТОН АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР» МИРЫ. «ВАВИЛОН 5»
Версия для печатиКиношедевры: Киносерия «Кинг Конг»
Кратко о статье: Сейчас, когда оскароносный Питер Джексон вовсю доделывает своего «Кинг Конга», самое время вспомнить, с чего начинался этот шедевр мировой фантастики. «МФ» рассказывает как о первом «Кинг Конге» 1933 года, так и о его продолжениях, в том числе широко известном у нас римейке 1976 года.

ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ КИНОМОНСТР

Я смутно припоминаю... газетную статью об обезьяне в ботаническом саду Парижа, которая много месяцев подвергалась различным опытам, и, наконец, — впервые среди животных! — взяла уголь и стала рисовать картину. Несчастное созданье изобразило прутья той клетки, где его держали.

Владимир Набоков

До начала 20 века гигантских сказочных монстров можно было сосчитать по пальцам. Демоны, орлы, кракены, великие змеи, драконы... Некоторые выделялись разумом и даже мудростью, однако это не делало их ближе к человеку. Между тем, интерес к подобным существам во многом строится на том, что мы подсознательно допускаем их реальность. Если сравнить драконов и сказочных великанов (по сути — тех же самых людей, только очень больших), последние меньше всего выглядели «чужаками» на этой планете, однако, чем активнее люди распространялись по ней, тем яснее становилось: чтобы человекоподобные гиганты оставались хотя бы слегка правдоподобны, их следует «поселять» не в Европе, а где-то очень далеко от цивилизации.

В 1859 году Чарльз Дарвин создал «Происхождение видов», в 1912 году Конан Дойль, очень уважавший его взгляды, написал «Затерянный мир», а спустя 13 лет этот роман был экранизирован. Оставшиеся после съемок модели динозавров заинтересовали режиссера Мериана Купера. Он предложил их создателю, мастеру по спецэффектам Уиллису О’Брайану ряди эксперимента снять небольшую сцену боя тиранозавра с огромной гориллой. Когда результат показали боссам студии «RKO Radio Pictures», те долго ловили воздух ртами, а придя в себя, сразу же выделили более полумиллиона долларов на первого «Кинг Конга».

Затерянный Конг

Что может быть проще и гениальнее? Динозавр, считай, почти тот же дракон — одно из самых популярных сказочных животных, а обезьяна — далекий предок человека, победившая гигантских рептилий в эволюционной борьбе. Столкнуть этих существ, напугать зрителей правдоподобием происходящего, показать непростые взаимоотношения людей и их древнего родственника ростом с дом, добавить романтическую линию в стиле «красавица и чудовище», устроить разгром Нью-Йорка — все это в одном фильме!

Один из поздних постеров оригинального "Кинг Конга".

Первый «Кинг Конг» стал настоящей классикой. В 1991 году он помещен на вечное хранение в Национальном киноархиве библиотеки Конгресса США (наряду с такими шедеврами, как «Чужой», «Бегущий по лезвию» и «Звездные войны»).

Картина была показана в Нью-Йорке 2 марта 1933. Она имела грандиозный успех — кассовые сборы составили свыше 1 миллиона 700 тысяч долларов (и это во время Великой депрессии!).

Конг на небоскребе. Бипланы игрушечные, подвешены на нитках. В фильме 1976 года вместо них использовались вертолеты.

Режиссеров работало двое — Мериан Купер (не снял ничего известнее «Кинг Конга») и Эрнест Шедсэк, который в том же году выпустил продолжение картины — «Сын Конга», а в 1949 сделал еще один фильм про огромную гориллу — «Могучий Джо Янг».

В самых общих чертах сценарий «Кинг Конга» похож на «Затерянный мир». Конечно, главные герои этой истории — не ученые мечтатели, как у Конан Дойля, а неудачники и авантюристы, отправившиеся на поиски таинственного острова Черепов, чтобы снять там фильм, поправить материальное положение и прославиться. Но в обеих историях главные герои сталкиваются с похожими проблемами в виде динозавров и дикарей.

Главное же отличие «Затерянного мира» и «Кинг Конга» заключается в том, что профессор Челленджер привез в Лондон живого птеродактиля, дабы посрамить скептиков, а практичные американцы притащили в Нью-Йорк огромную гориллу, чтобы заработать кучу денег.

Птеродактиль Челленджера вырвался на свободу и улетел. На этом книжка заканчивается. Кинг Конг тоже решил не задерживаться в клетке, однако здесь в фильме начинается самое интересное — самец гориллы переворачивает город вверх дном, похищает красотку, приглянувшуюся ему еще на острове Черепов, забирается на небоскреб, сражается с армейскими бипланами и геройски гибнет.

Лейтенант полиции: «Смотрите! Наши аэропланы подбили его!».

Карл Дэнхам: «Нет. На самом деле это красавица убила чудовище».

Жанр первого «Кинг Конга» оригинален — это смесь ужастика, легкой эротики, фантастических приключений и жесткого экшена. К сожалению, многие ключевые сцены из премьерной версии фильма были удалены (например, съедение матросов гигантскими пауками или момент, когда Кинг Конг раздевает главную героиню).

Конг в цепях - Конг без цепей. Дальше будет еще веселей.

Как создавался шедевр

Поединок Конга с тиранозавром.

При съемках первого «Кинг Конга» использовались модели гориллы высотой чуть больше 45 сантиметров. «Деревьями» служили маленькие живые растения. Это привело к забавному курьезу. Сцены с участием Конга снимались по принципу кукольной анимации. Работа занимала очень много времени: чтобы горилла прошла по экрану, требовался день кропотливого труда. В одной из сцен, пока Конг спешил куда-то по своим делам (несколько десятков секунд экранного времени), одно из «деревьев» выпустило бутон, успевший распуститься и зацвести.

Рев Кинг Конга — это комбинированная запись рева тигра и льва, проигранная наоборот.

Название острова, где жил Конг, в фильме ни разу не упоминается. Его придумали поклонники картины, позаимствовав название самой крупной горы на этом острове — горы Черепов.

«Официальный» рост Кинг Конга — 50 футов (около 15 метров). Однако, судя по масштабам декораций, размеры обезьяны в джунглях не превышали 5 метров, а в Нью-Йорке — 8 метров.

Изначально гориллу звали «Конг». Слово «Кинг» было добавлено журналистами.

Ходили слухи, что «Кинг Конг» был одним из любимых фильмов Адольфа Гитлера.

Новаторский для того времени сценарий создавался при участии Ричарда Уоллеса — знаменитейшего британского писателя-детективщика (его считают основателем жанра «триллер»), по произведениям которого снято 160 фильмов. Уоллес не дожил до премьеры «Кинг Конга» — он умер от пневмонии, заканчивая работу над сценарием.

В главных ролях были задействованы актеры средней величины. Брюс Кэббот сыграл искателя приключений Джека Дрисколла. Шоумейкера Карла Дэнхама исполнил Роберт Армстронг — он же впоследствии появился и в «Могучем Джо Янге». Хрупкую красотку Энн Дэрроу — «интимный интерес Конга», как окрестили ее журналисты, — отменно сыграла канадка Фэй Рэй.

«Фирменный» жуткий крик Фэй, испуганной Кинг Конгом (считается одним из лучших истеричных воплей в истории кино), на самом деле ей не принадлежит. Озвучивание проводила другая актриса — Джулия Хэйдон.

Фэй Рей. Фотография для рекламы "Кинг Конга".

Хорошо забытое старое

«Кинг Конг» оказался настолько успешен, что шел в кинотеатрах вплоть до 1951 года. Японская студия «Тохо» сняла два фильма по его мотивам. В 1962 вышел комедийный «Кинг Конг против Годзиллы» — первое появление гигантской гориллы в цветном кино (до передачи прав японцам аниматор О’Брайан хотел сделать фильм, где Кинг Конг сражался бы с гигантским Франкенштейном), а в 1967 Конгу пришлось померяться силами на улицах Токио со своей копией — гигантским роботом («Побег Кинг Конга»).

Кинг-Конг-сан делает "банзай"!

Самая известная в СССР версия «Кинг Конга» сделана в 1976 году. Из него были исключены динозавры, а взамен добавлены модные тогда «хипповые» мотивы и критика в адрес «проклятых капиталистов».

Джессика Ландж. В восьмидесятых ее прелести показали по всему Советскому Союзу.

Герой Джеффа Бриджеса смотрит на Конга: "Это какие бананы надо есть, чтобы так вырасти?

Стандартный мотив - "красавица и чудовище".

К примеру, в фильме 1976 года экспедиция приезжает на остров не снимать фильм, а искать нефть. В конце фильма Кинг Конг куролесит на печально известных башнях Всемирного торгового центра. Рекламные плакаты изображали стоящим его сразу на двух зданиях, однако в фильме горилла была значительно меньше и ей приходилось перепрыгивать с северной башни на южную.

Конг стоит сразу на двух башнях.

«Кинг Конг» 1976 года стал «трамплином» для карьер таких актеров, как Джефф Бриджес («Трон», «Король-рыбак», «Планета K-PAX»), Джессика Ландж («Большая рыба»), Джек О’Хэллоран («Супермен», «Супермен 2»).

Не менее популярным в СССР было продолжение — «Кинг Конг жив» (1986). Здесь фантазия сценаристов разыгралась на полную: «погибшего» Кинг Конга оживили, пересадив искусственное сердце, подыскали ему самку гигантской гориллы и вновь отправили гулять по стране. В роли человеческой подружки Конга выступила Линда Гамильтон, более известная нам как мать Джона Коннора в фильмах «Терминатор 1—2».

Наша родня

Кинг Конг — горилла. В природе самцы этих обезьян достигают почти 2 метров роста и весят до 170 килограммов. Все гориллы имеют третью группу крови. Продолжительность жизни — около 50 лет.

Главная особенность горилл — исключительная сила. Отношение их мускульной массы к объему всего тела значительно превышает человеческое. Точных измерений никогда не проводилось, однако среднестатистическая горилла в 10—20 раз сильнее любого из нас.

Вопреки расхожему мнению, гориллы чрезвычайно умны. Самка по кличке Коко (питомник Стэндфордского университета) способна адекватно общаться с людьми на слегка доработанном языке глухонемых, оперируя примерно двумя тысячами знаков. Любимые ругательства Коко — слова «туалет» и «дьявол». Ей присущи редкие для животных склонности: например, на свой 12 день рождения она попросила у воспитателей подарить ей котенка. Коко прилежно воспитывала его до тех пор, пока любимец не сбежал и попал под машину. Горилла впала в депрессию, общаясь с людьми только двумя знаками — «грустно» и «плакать». Погоревав, она вскоре завела себе еще двух котят. В августе 1999 она (при помощи переводчиков) провела 45-минутную пресс-конференцию в интернете, общаясь со всеми желающими. Выяснилось, например, что ей нравятся красивые женщины-зоологи, и что она не хочет заводить детей.

Всемирно известный новозеландский режиссер Питер Джексон не раз признавался, что он мечтал снять римейк оригинальной версии «Кинг Конга» чуть ли не с детства. По словам ПиДжея, решение стать кинорежиссером пришло к нему в 8 лет, когда он впервые посмотрел этот фильм.

Гонорар Джексона за «Кинг Конга» (бюджет картины — около 110 миллионов долларов) составил 20 миллионов плюс 20% от прокатных сборов. На сегодня это самая крупная выплата режиссеру одной картины за всю историю кино.

К моменту выхода этого номера «Мира фантастики» фильм уже должен пойти в прокат. Мы можем оценить, насколько он соответствует варианту 1933 года и хорошо ли отработал ли ПиДжей свои деньги. Если его «Кинг Конг» окажется не хуже «Властелина колец» — а с какой стати ему быть хуже? — режиссеру без труда удастся снять «Хоббита» (Джексон говорил, что после решения проблем с правами на фильм это займет у него 3—4 года) и спродюсировать экранизацию компьютерной игры «Halo» (вероятно, 2007 год).

 

Это интерсно

Купер (слева) на фоне самолета своей эскадрильи.

Мериан Калдвелл Купер был летчиком и воевал против России в русско-польской войне (1919—1921). Он провел 9 месяцев в нашем плену, после чего сбежал в Латвию. На голливудской Аллее славы есть его звезда, правда, имя режиссера написано с ошибкой — «Мериам К. Купер».

«Кинг Конг» Питера Джексона создавался на студии в Веллингтоне (Новая Зеландия), расположенной недалеко от аэропорта. Из-за этого самолеты постоянно попадали в кадр, что очень мешало работе над фильмом.

Знаменитый боксер Майк Тайсон в одном из интервью рассказал, что однажды в зоопарке Нью-Йорка он увидел вольеру с крупной гориллой, которая явно была сильнее сородичей и постоянно терроризировала их. Тайсон якобы предложил смотрителю 10000 долларов, чтобы тот впустил его в клетку и позволил «надрать этой горилле задницу». Тот отказался — благоразумно, но все же зря. Было бы интересно посмотреть, что останется от боксера после одного раунда с сильнейшей обезьяной на планете.

Терри Пратчетт пародирует «Кинг Конга» в книге «Движущиеся картинки»: гигантская женщина лезет на башню и держит в руках кричащую обезьяну.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться